Выставка работ Анны Артемьевой



Будда Гаганаганджа

Будда Гаганаганджа В коренном тексте Юток-Нинтиг, он назван Сангье Намкай Дзод или Сокровищница Пространства, там сказано, что этот Будда держит драгоценность или полон драгоценностей. В других буддийских источниках это божество упоминается не как Будда, а как Великий Бодхисаттва. Он известен преимущественно в древнеиндийской, китайской и японской традициях, в тибетских источниках мне не удалось найти упоминаний о нем.

Например, Бодхисаттва Гаганаганджа находится в собрании шестнадцати Великих Бодхисаттв Мандалы Дхармадхату-Вагишвара. Вот имена всех шестнадцати: Самантабхадра, Акшаямати, Кшитигарбха, Акашагарбха, Гаганаганджа, Ратнапани, Сагарамати, Ваджрагарбха, Авалокитешвара, Махастхамапрапта, Чандрапрабха, Джалинипрабха, Амитапрабха, Пратибханакута, Сарвасокатамониргхатамати, Сарваниваранавискамбхин.


Привожу несколько отрывков из текстов:


Рисюкё. «Сутра Великой Радости алмазногосокровения истинной действительности самая».

Перевёл на китайский шрамана Амогхаваджра. Перевод с китайского выполнил А.Г. Фесюн по: «Тайсёсинсюдайдзокё».

Начальный раздел.

Так я слыхал. Самый Почитаемый – произведший становление наипобедоноснейшей самая-мудрости алмазной адхиштхана всех Татхагат; который посредством обретения драгоценной диадемы абхишека всех Татхагат является правителем Трёх Миров – желаний, форм и бесформенности; который обрёл ("подтвердил") единое само-пребывание, происходящее от всей и всяческой мудрости всех Татхагат; способный отправлять различные действия равенства всех печатей всех Татхагат, полностью этим удовлетворяя все функции желаний [обретения просветлённости] во всех мирах рождённых [существ], неисчерпаемые и без остатка; который во все времена в Трёх Мирах [прошлого, настоящего и будущего] непрестанно твёрд в своих действиях тела, речи и сознания – Татхагата Махавайрочана пребывал во дворце на небе Паранирмитавашавартина в мире желаний, в великом зале, [с чинта]мани [и прочими драгоценностями], который всегда восхваляют как благословенный, когда собираются там.

Дворец разнообразно изукрашен: большими и малыми колокольчиками и знамёнами, трепещущими и развевающимися на лёгком ветерке, драгоценными камнями, украшениями из волос и ожерельями; он подобен половинчатой и полной луне и, безусловно, величествен и блистателен.

Татхагату Махавайрочану сопровождали восемьдесят мириад [коти] бодхисаттв, а именно: Бодхисаттва-махасаттва Ваджрапани, Бодхисаттва-махасаттва Авалокитешвара, Бодхисаттва-махасаттва Акашагарбха, Бодхисаттва-махасаттва Ваджрамушти, Бодхисаттва-махасаттва Маньджушри, Бодхисаттва-махасаттва Сачиттотпада-дхарма-чакра-правартин, Бодхисаттва-махасаттва Гаганаганьджа и Бодхисаттва-махасаттва Сарва-мара-прамардин.

Так, сопровождаемый этим множеством Великих Бодхисаттв, окружённый ими и получающий от них поклонение, Татхагата изложил Учение хорошее в начале, в середине и в конце, утончённое в словах и смыслах, единого совершенства, полностью удовлетворяющее, чистое и цельное.

В примечании к этой сутре говорится:

Бодхисаттва Гаганаганьджа пребывает в северо-западном углу Мандалы и показывает все обширные поклонения всех Татхагат, руководит всеми церемониями поклонений практикующих. Если Акашагарбха являет собой хранилище всех достоинств этого пути, то Гаганаганьджа предстаёт внешним выражением добродетельного богатства в виде поклонений. Т.е. первый соответствует сущности, а второй – функции.


В тексте «Бодхичарья-Аватара» – «Путь Бодхисаттвы» индийского Учителя Шантидевы, в строфе 28 говорится:

Пусть они уподобятся Гаганагандже – Неистощимой Сокровищнице Небес. Не зная раздоров и раздражения, пусть будут они независимы.

В примечании к этому тексту поясняется: Гаганаганджа («Сокровищница Небес») — имя одного из бодхисаттв, названного так потому, что его щедрость была бесконечной и чистой, как небо.


В тексте «Encyclopedia of Hindu Gods and Goddesses» приводится краткое описание этого Бодхисаттвы:

Гаганаганджа – Сокровищница небес. Цвет тела желтый, красный или золотой. Атрибуты: голубой лотос, книга, драгоценность, лотос и древо желаний в сосуде.


В тексте «The Indian Buddhist iconography» приводится более расширенное описание со ссылками на древнеиндийские тексты:

Бодхисаттва Гаганаганджа четырежды упоминается в Нишпаннайогавали, цвет его тела желтый, что указывает на его связь с Буддой Ратнасамбавой, который также желтого цвета с Варада-мудрой (мудра высшего даяния) и драгоценностью.

В тексте Манджуваджра Мандала он описан так: Гаганаганджа золотисто-желтого цвета, левой рукой он величественным жестом держит ваджру у бедра, в то время как его правая рука украшена цветком, направленным в небо.

В тексте Дхармадхату-Вагишвара Мандала он описан следующими словами: Гаганаганджа желтый, в его правой руке драгоценный камень Чинтамани (Драгоценность исполняющая желания), а в левой благоприятная чаша из которой произрастает Древо Исполняющее Желания – Кальпаврикша. Именно в таком облике я его и написала.

В тексте Дургатипари Шодхана Мандала приводится такое описание: цвет тела Гаганаганджи беловато-желтый, в правой руке он держит Дхармаганджу на лотосе, в то время как его левая рука лежит на бедре. Дхармаганджа или Дхармагандж – Сокровищница Истины или Гора Истины, это название знаменитой библиотеки древности, находившейся в монастыре Наланда, она была расположена в трех девятиэтажных зданиях, в ней хранились сотни тысяч томов текстов по различным областям знания. Эта библиотека была сожжена во время нашествия мусульман. Здесь, по всей видимости, имеется в виду книга на лотосе.

В тексте Садханамала приводится совсем краткое описание: Гаганаганджа красного цвета, держит голубой лотос и показывает Варда-мудру. Варда мудра – открытая ладонь у сердца, означает дарование благословения, уничтожение зла, разрушение неведенья и пробуждение мудрости.

В описании Бхаттачарьи говорится, что это форма Авалокитешвары, известная в Непале как Гаганаганджа Локешвара. Это божество описывается как двурукое, сидящее в позиции лотоса, держащее книгу и показывающее Витаркамудру. Витаркамудра означает дарование учения, просвещение, проницательность, понимание, размышление. Рука держится у груди, ладонь направлена наружу, указательный и большой пальцы образуют кольцо, другие три пальца направлены вверх.