Выставка работ Анны Артемьевой



История Юток Йонтена Гонпо старшего,
непревзойденного врача из Гималаев,
доктора "Бирюзовая крыша"



У одного из величайших царей Тибета Сонгцена Гампо был выдающийся врач по имени Лодро Шеньен, супругу которого звали Лодро Занмо. Их сын с детства изучал семейную линию врачевания, пульсодиагностику, диетологию, лекарства, процедуры прижигания и кровопускания. Еще юношей он стал великолепным врачом и хотел учиться дальше, у других мастеров.

Позднее он стал личным врачом царя Гангсонга Гангцана. Этого знаменитого тибетского доктора звали Дредже Гьягар Банзар. В основном он был известен под именем Дредже, потому что это слова означает «специалист по духам». Его так звали, потому что он умел лечить от болезней демонов (духов). Этот врач был родом из живописной деревушки Тодлунг Кьидна, расположенной в окрестностях Лхасы - столицы Тибета.

Позднее он стал личным врачом царя Гангсонга Гангцана. Этого знаменитого тибетского доктора звали Дредже Гьягар Банзар. В основном он был известен под именем Дредже, потому что это слова означает «специалист по духам». Его так звали, потому что он умел лечить от болезней демонов (духов). Этот врач был родом из живописной деревушки Тодлунг Кьидна, расположенной в окрестностях Лхасы - столицы Тибета.

Дредже принимал множество пациентов со всего Тибета, и он считался лучшим врачом того времени. Он работал без устали, непрерывно, без отдыха вел прием больных. Иногда ему нужно было принимать и других, невидимых существ. Еще он занимался обучением учеников, а оставшееся время посвящал своей духовной практике. Однажды Дредже отправился навестить своих пациентов. Переходя по мосту через речку Тодлунг, он повстречал красивую молоденькую девушку. Она подошла к нему и попросила полечить отца. Он ответил: «Девочка-дух, я слишком занят, мне нужно навестить моих пациентов. Не мешай мне работать». Она взмолилась: «О, пожалуйста, великий целитель, ты самый лучший врач всех людей и всех духов! Мой отец очень плох, ему срочно нужна помощь! Ты такой сострадательный, ведь ты равно относишься ко всем живым существам. Пожалуйста, помоги моему папе!»

«Где твой отец?» - спросил ее Дредже.

«Вон там, на той высокой горе» - ответила девушка и махнула рукой в сторону высоченной вершины. Дредже подумал, что у него сегодня нет времени туда взбираться.

«Не беспокойся, мы поедем на моем шарфе. С этими словами девушка быстро расстелила шарф под ноги Дредже. Лишь только он ступил обеими ногами на ее шарф, он сразу же очутился внутри массивной горы. Там было темно и просторно. В глубине большого зала Дредже увидел огромного человека. Тот стонал и причитал «Больно, как же больно!». Дредже спросил его, что случилось. Тот ответил: «Я устроил бурю в соседней деревне, хотел разрушить их посевы, оказалось там живет могущественный йогин - Накпа. Он сделал ритуал и забросал меня горчичными зернами. Они страшно меня поранили!» С этими словами дух распахнул полы своего плаща и показал доктору свой израненный живот. Тогда Дредже покачал головой и сказал: «Я-то могу тебя вылечить, но на этот раз ты должен поклясться, что больше не будешь нападать на обычных людей и разрушать их поля». Дух ответил: «Клянусь тебе, что больше не буду причинять людям зло!» Дредже вынул зерна из ран, дал ему лекарство из целебных трав, и дух сразу же почувствовал облегчение. Он так благодарил Дредже за помощь, одарил его множеством драгоценных подарков. Потом девушка переместила Дредже обратно к мосту. «Я тоже пришлю тебе подарков, сказала она, только приходи, пожалуйста, завтра утром на мост».

Когда Дредже пришел наутро к мосту, там не было ни души. Он решил все же немного подождать, потому что знал: духи обычно не обманывают, не то, что люди. И правда: через некоторое время он увидел нечто объемное, плывущее по течению реки. Возле моста загадочный предмет остановился, словно приглашая его рассмотреть поближе. Дредже спустился на берег и вытащил из реки рыбацкую сеть, полную бирюзы. Он сразу понял, что это и есть подарок от девушки-духа и взял сеть домой. Она была мокрой и тяжелой, и Дредже расстелил ее для просушки на крыше своего дома.

Соседи сразу же увидели, что крыша врача покрыта бирюзой, и с тех пор прозвали его «Бирюзовая крыша», по-тибетски это имя звучит как «Юток», а пишется - gYuthog. «Ю» - бирюза, а «Тхок» - крыша.

Дредже путешествовал по многим местам Гималаев. Отправившись в Индию, Дредже повстречал Нагарджуну в его энергетическом теле и получил от него множество знаний по целительству. Нагарджуна посоветовал ему поучиться у самой Медицинской Дакини (тиб.- Lhamo Dudtsima) и у восьми медицинских Дакинь. С того момента он повсюду разыскивал Дакинь, но никак не мог их встретить. Наконец-то в одном лесу он увидел их, собирающих травы. Дредже просил их поучить его медицине. Дакини были не против, но спросили его: «Достаточно ли у тебя золота, чтобы заплатить нам за учения?» Дредже был без гроша в кармане. Но он не расстроился и не растерялся, а пошел в соседнюю деревню в надежде подзаработать на лечении пациентов, потому что был умелым доктором. В деревне ему повстречалась молодая девушка, которая сразу же увидела, что он врач.

«Ты же доктор? Умеешь ли ты лечить?» - спросила она. Он ответил: «Да, я врач из Тибета». «Вылечи моего отца, - попросила она, - он так сильно болеет, и никто не может ему помочь!»

И они вместе отправились к ним в дом. Дредже осмотрел отца и поставил ему диагноз. С легкостью он вылечил его. Когда мужчина выздоровел, его семейство с благодарностью расплатилось с доктором золотом. Дредже обрадовался и решил, что золото прекрасно подойдет для подношения Дакиням как плата за учение.

Он сразу же пошел обратно в тот же лес, где снова встретил Дакинь. Как только он их увидел, то сразу же поднес им золото. Главная сказала: «Золото нам не нужно. Оно лишь для подтверждения ценности наших знаний и учений». Дредже конечно же понимал ценность их учений и был им глубоко признателен. Дакини передали ему практики Дудци Ментренг, а потом и Дудци Мендруб. Это были полноценные законченные практики, объединяющие в себе медицину и духовный путь. Такие практики получить очень непросто, это большая редкость и удача.

Он очень обрадовался, что получил учения Дакинь Медицины. Теперь он мог вернуться домой, полный важных знаний и мудрости. Ему не терпелось принести эти знания в Тибет. Дредже решил обосноваться в своей родной деревне, где через некоторое время женился на принцессе Гачонгме.

У них родился сын, его назвали Юток Кхенпо Дордже. С самого раннего детства он проявил глубокие способности, ему было легко учиться. Отец научил его всему, что знал: теории 5-ти элементов, методам диагностики болезней, пульсовой диагностике и диагностике по моче, правильному поведению и диетологии, процедурам и способам лечения ран. После духовной медицинской практики его посетили видения Медицинских Дакинь и мудрецов, после чего молодой доктор обрел особенные способности и силу. Он мог видеть тело пациента не только снаружи, но и внутри. Он видел тела, как будто они прозрачные. Всю свою жизнь он посвятил работе, лечению, помощи больным, он раздавал лекарства безо всякой задней мысли и с самыми чистыми намерениями. Такие советы он оставил для врачей будущего:

Советы тибетским докторам оставленные безупречным доктором Юток Кхенпо Дорже

  Царь Медицины (отец), вы высочайшее воплощение!
  Вы мой первый учитель, вы помогли мне познать основы.
  Глубокая практика научила меня видеть лица болезней,
  Сотни пациентов дали мне практический опыт и знания.
  Я не страшусь страданий и болезней.
  Я могу исполнять желания больного.

  Это благословение всех Ригдзинов, держателей знания, Лам и мудрецов,
  Это благословение сострадания.
  Я, Кхенпо Дордже, счастливый и умиротворенный,
  Могу управлять болезнями жара и холода.
  Могу лечить всех без исключения.

  Я ставлю диагнозы чтением пульса.
  Питание — вот основа хорошего здоровья.
  Лекарства я использую только при нарушениях равновесия.
  Снаружи применяю моксу и кровопускания,
  Лечу раны и делаю операции.

  Я лечу всех, отбросив гордыню,
  Неустанно работаю с пациентами,
  Отношусь к ним равно,
  Не привержен сектантству,
  Не скупясь, раздаю всем лекарства.

  Доктор не прав, если слово не держит,
  Если он притворяется и лжет.
  Если ленится - это не доктор,
  Если пьет спиртное — это не доктор.

  Опасный доктор лечит вслепую, как будто стреляет во тьме,
  Он раздает советы, не имея опыта.
  Опасный доктор путает жар и холод, назначает неправильные лекарства,
  Противоположные диете и образу жизни.

  Врач должен знать внешние процедуры,
  Как приготовить и назначить лекарство.
  Его слово не должно расходиться с делом.
  Пьяницы и лентяи - это не врачи.

  Если врач падок на лесть, стремится к власти,
  Если врач уважает только тех, кто имеет положение и статус,
  Если попусту болтает, если плохо говорит о людях,
  Если тайны пациента разглашает и создает проблемы —
  Разве это доктор?

  Хороший врач знает философию,
  Он много учился и много знает,
  Он разбирается в смысле слов и их значениях,
  Он знает, как назначить противоядие.
  Он практикует точно и совершенно.
  Он обладает безмерным состраданием.

Дредже был счастлив, что его сын стал таким ученым и таким мастером своего дела. Он оставил предсказание, что его сын и их семейная линия продолжат свою благотворную деятельность на протяжении многих поколений, а их потомки распространят и разовьют медицину по всему Тибету. И благо от их деятельности будет неизмеримым и поможет огромному числу существ.

Рождение великого врача

Юток Кхенпо Дордже женился на Гьяце Чодон. Они составили счастливую пару и создали отличную семью. Однажды Гьяце приснился человек в белых одеждах, который сказал ей: «У тебя внутри - Будда Медицины. Пожалуйста, храни его как можно лучше». Вскоре она поняла, что беременна. В 10-й день месяца обезьяны, года обезьяны ярчайший свет с восточной стороны озарил пространство и вошел в сердце матери. Множество медицинских Дакинь, Защитников и мудрецов сошли к ней и объявили, что вскоре будет рожден Будда Медицины.

Наконец, на рассвете в 15-й день месяца обезьяны родился на свет величайший из всех врачей Тибета. Небо украсилось множеством радуг, а свечение и музыка естественно проливались из самого пространства. В Тибете считается, что это знаки рождения великих перерождений Бодхисаттв – живущих на благо других. Ребенок родился легко и беспрепятственно покинул чрево матери, ей было совсем не больно, а наоборот, очень приятно. Счастье охватило семейство и всех пациентов Кхенпо Дордже. Родители назвали новорожденного Юток Гонпо, что в переводе с тибетского означает Властелин Знания, и пожелали, чтобы он стал великим врачом, обладающим полным знанием тибетской медицины, и чтобы он продолжил семейную традицию врачевания.

Детство Ютока

Йонтен Гонпо рос счастливым и спокойным ребенком, родители на него не нарадовались, им было легко с ним. Однажды, когда ему было три года, он сказал: «Мне так жалко, я так сочувствую…» «Кому, кому ты сочувствуешь?» - переспросила мать. «Всем пациентам. Они страдают от болезней», ответил ребенок.

Как-то раз он попросил маму: «Посмотри туда, в небо!» Мать ничего не видела, кроме пустого простора. «Куда, сынок? Я ничего не вижу», - спрашивала она. «Да вот же они: Будда Медицины, и мудрецы и Дакини, разве ты их не видишь?» Так она узнала, что сын может видеть Будду Медицины и его окружение.

Когда ребенку было пять лет, матери приснился Махакала, который сказал, что Юток должен получить передачу на духовную медицинскую практику Дудци Мендруп. Когда она рассказала сон своему мужу, тот понял, что пора сделать передачу правомочности на эти практики. С тех пор он обрел знания, и его медицинская практика стала продвигаться вперед.

Пять лет спустя царь Мей Аг Цом пригласил его в монастырь Самье. Царь устроил проверку многим докторам. Юток показал удивительные познания в тибетской медицине, за что удивленный царь пожаловал ему титул главного придворного врача.

Там ему нужно было вылечить нескольких пациентов. Один из них был парализованным. Проверив пульс больного, Юток потребовал лошадь. Привязав пациента к лошади, он взял ее под узцы и повел, а потом пустился бежать. Все были шокированы. Пациент через некоторое время полностью выздоровел. Когда Ютока спросили, как ему удалось так точно и аккуратно поступить, тот объяснил, что пациент долго не двигался, из-за чего его легкие почти прилипли к ребрам, что и вызвало нарушение дыхания, ставшее причиной паралича. Устранив причину с помощью растягивания, он восстановил дыхание пациента, и паралич его отпустил. Царь не переставал удивляться. Ту лошадь вместе со снаряжением он подарил молодому врачу, а вернувшись домой, он благодарно вручил ее своим родителям.

В их родном городке жил доктор Кунжок со своей семьей. Он не любил семейство Ютоков и ревновал к ним. Дочь Кунжока страдала от гинекологического заболевания, и никто не мог ее вылечить. Мать порывалась отвести ее к Ютоку, но муж не пускал ее, ругая Ютока, называя его безграмотным докторишкой. Но сам он ничем не мог помочь своей дочке, а её состояние все ухудшалось. Тогда он скрепя сердце позволил отвести дочь на прием к Ютоку. Осмотрев мочу и послушав пульс девушки, Юток сразу сказал, что болезнь пустяковая. Он дал ей понюшку порошка и девушка громко чихнула. На глазах изумленной матери из ее вагины выскочил кусок круглой длинной редиски. Юток посоветовал ей начать нормальную половую жизнь. После этого случая девушка выздоровела, а ее отец стал уважительно относиться к Ютоку.

Ему было 15 с половиной лет, когда царь Тибета Трисон Децен пригласил его к себе во дворец, чтобы тот вылечил его глаза. Юток сказал: «Проблема усилится, будьте осторожны, возможен рост опухоли». Царь испугался и спросил Ютока, как предотвратить болезнь. Юток посоветовал ему делать массаж каждый день. Царь делал массаж, а к глазам больше не прикасался, потому что боялся, что руки недостаточно чистые. Его глазная болезнь вскоре прошла.

Когда Юток был в Самье, то посетил знаменитую Накмо, йогини Токпай Рандрол. Она сказала ему: «Ты не простой человек, ты эманация Будды Медицины, и каждый, кто встретится с тобой, переродится в мире Будды Медицины». Она заинтересовалась его духовным опытом, и когда он рассказал ей о нем, Накмо порадовалась и передала ему особую практику Дакинь.

В 20 с лишним лет он участвовал в длительных интенсивных дебатах с девятью известными врачами, съехавшимися со всей Азии. Китаец спросил его об истории тибетской медицины. Юток рассказал историю со времен царя Кха Тхотхори Ньянцана. Уже тогда тибетская медицина имела прочную основу, и ее развитие непрерывно продолжалось. Индус расспрашивал его про традиции других стран. Юток и здесь показал свои обширные знания.

Дальнейшее обучение в странах Азии

Когда Ютоку было 25 лет, перед его внутренним взором, ясно, как наяву, появилась молодая девушка сказала ему: «Доктор Юток, ты должен отправиться в Индию». Когда Юток принял решение ехать, царь велел ему остаться в Тибете. Но Юток очень хотел посетить Индию, чтобы дальше учиться медицине.

Падмасамбхава снабдил Ютока защитными мантрами и медицинской защитой, и он впервые отправился в Индию. Там он повстречал непальского врача Бханашилаху, который пригласил его в Непал. Там Юток оставался некоторое время, принимая пациентов. Юток встречался с самым известным тибетским переводчиком Вайрочаной, который посоветовал ему поучиться у Чандра Дэвы. Когда Юток вернулся из Индии, он был переполнен новыми знаниями. В общей сложности он провел там три года и один год в пути. Тибетский царь был очень доволен и тепло принял путешественника. Юток с успехом применял полученные знания в лечении пациентов.

Когда Ютоку было 35 лет, ему приснился человек в белых одеждах, который сказал: «Юток, поезжай в Индию!» Юток понял, что это его второй шанс снова посетить Индию. Он отправился в путь. В Индии он встретился со 101 врачом и учеными. Он учился сам и обменялся с ними опытом, так они серьезно обогатили свои знания. По возвращении он занимался с девятью тибетскими учеными и другими людьми. Днем он преподавал медицину, а вечерами - Дхарму. Юток дал очень подробные объяснения про Аруру, знаменитое растение мираболан. Вместе со своими учениками он впервые серьезно занимался практикой с ртутными субстанциями и мантрами.

В то время царь Кхаче болел подагрой. Юток посоветовал царю полечиться ртутными пилюлями, и царь полностью выздоровел. Он был так благодарен Ютоку, что буквально засыпал его драгоценностями и жемчугом. Тогда Юток стал более широко обучать применению ртути в медицине. Эта поездка в Индию заняла у него один год, а в пути он провел восемь месяцев.

Вернувшись в Тибет, он отправился в пещеру Падмасамбхавы в Драк Ерпа и провел в ней 5 дней. Там он увидел медицинскую Дакини Лхамо Дудзиму, которая сказала ему, что его род продолжится, и в будущем будет еще один Юток. Потом он подробно рассказал о прошлом и будущем своего рода своим ученикам. Некоторые ученики стали интересоваться духовными врачебными практиками. Юток сказал, что медицинское посвящение может продлить человеческую жизнь. Он сказал, что есть три типа посвящений, развернутое, среднее и короткое. Юток передал им особое учение о пульсодиагностике, которую делают с помощью медитации на восемь Дакинь и трех мудрецов. Чтобы заниматься этой практикой, нужно обязательно сначала сделать предварительные практики, такие как введение в природу ума и получить медицинское благословение. Юток не только передал эти учения, но попросил учеников хорошо заниматься и впоследствии передавать их другим.

Непальский царь сильно заболел и пригласил Ютока, чтобы тот его вылечил. Когда Юток пришел к царю, то встретился с непальским доктором Сангхой. Юток проверил пульс царя и сказал, что у него болезнь холодной природы. Но Сангха был другого мнения. Он прописал царю избегать четырех ядов.

«Солнечный свет яд для кожи, сказал непальский врач, соль яд для костей, алкоголь яд для мышц, секс яд для тела».

Юток возразил: «Но если полностью избегать этих ядов, то это приведет к еще большему нарушению равновесия. Я знал одного йога, который полностью отказался от этих «четырех ядов» и серьезно заболел. И только когда сама Тара посоветовала ему начать использовать эти яды, то йогин последовал ее совету и поправился».

Шри Сангха настаивал: «Что-то не верится!». Чтобы разрешить спор, Юток и Шри Сангха отправились к знаменитому непальскому мудрецу, чтобы тот рассудил их спор. Мудрец сказал, что прав Юток. И царь выздоровел, потому что получил возможность последовать советам Ютока. Шри Сангха был поражен познаниям Ютока и попросился к нему в ученики. Юток обучил его всему, что знал, и впоследствии Шри Сангха прославился в Непале, а люди называли его вторым Непальским Ютокпой.

В третий раз Юток совершал путешествие в Индию, когда ему было 38 лет. Он пробыл там 4 года, а на дорогу он потратил всего 8 дней! По пути он на полгода остановился в Непале. Там у мастера Парбахати он получил некоторые учения Тантры, Махамудры и Дзогчена. В Индии у него было видение чистой земли Будды Медицины, он и там получал учения.

В этот раз его поджидали на первый взгляд неприятные неожиданности. Но Юток с честью справился со всеми препятствиями благодаря своим способностям. Ему пришлось убегать от проституток. И он попал в деревню, где не было ни одного буддиста. Местный индуистский Гуру стал расспрашивать Ютока, к какой религии тот принадлежит. Когда выяснилось, что Юток буддист и принимает прибежище в Будде и Дхарме, Гуру приказал бросить его в отравленное озеро. Но Юток превратил озеро в пламя. Его схватили и пытались сжечь на костре из сандала, но Юток превратил его в воду. Тогда они пытались атаковать его с помощью всевозможного оружия, но Юток с легкостью превратил все оружие в цветы. Тогда Гуру решил, что в нем что-то есть. Он завел с Ютоком философский диспут, но проиграл. Тогда индуистский Гуру решил показать магию, и превратился в птицу. Набирая высоту, он попытался улететь высоко в небо, но Юток превратился в орла и быстро его настиг. Тогда Гуру, а звали его Мава Даме, выскользнул из орлиных когтей в виде рыбки, но Юток быстро превратился в морскую хищную рыбу. Тут Мава Даме растерялся окончательно и решил, что ему лучше стать буддистом.

Юток встретил мастера Меванга, получил от него множество исключительных советов по лечению и некоторое время обучался под его руководством по специализированным медицинским текстам. Он учился и в известном монастыре Наланда. Мастер Шунгче обучал его астрологии и астрономии. Когда Юток вернулся из Индии домой в Тибет, его уже радостно приветствовали многочисленные ученики, пациенты и последователи.

Первый медицинский центр в Тибете в Менлунге Конгпо расположен в центральном Тибете, это место прославилось прекрасным климатом и неисчерпаемыми запасами натурального лекарственного сырья. Там в изобилии произрастали цветы, травы и деревья, земля была богата солями и минералами, в лесах водились разнообразные дикие животные. Это было одно из мест, которые царь Трисонг Децен подарил Ютоку для развития его медицинских проектов. Менлунг - название маленького района в Конгпо, который Юток выбрал для своей резиденции.

Когда ему было 42 года, он провел в Менлунге трехнедельное затворничество. На пятнадцатый день практики он увидел белый свет, в котором появился Будда Медицины вместе со свитой из других Будд. Юток получил много учений и пророчеств. Он остался в Мелунге. Распорядок его дня был полностью посвящен другим: днем он учил, вечером медитировал, а все оставшееся время принимал пациентов.

Однажды к нему пришла девочка с подношением из драгоценных камней. «Пожалуйста, пойдем к моей сестре!» - попросила она. Юток спросил ее: «Ты кто такая, ведь ты не человек?» Девочка ответила: «Мы наги. Моя сестра болеет, пожалуйста, пойдем к нам домой!» Но Юток отказался: «Я нагов лечить не умею». Девочка возразила: «Твой дедушка мог, значит, и ты умеешь. Пойдем!» Но Юток все еще сомневался: «Как же мы к тебе доберемся?» Девочка улыбнулась, показала ему зеркало, и они немедленно перенеслись в реальность нагов. Там Юток увидел прекрасную девушку, которая была очень больна. Юток сразу понял, почему она болеет. Люди загрязняли воду, и наги стали болеть. Он устроил ей душ из шафрановой воды, дал лекарств и сделал некоторые ритуалы. Нага выздоровела. Она отблагодарила доктора особенным подарком: вращающимся зонтиком. Сестры были счастливы, и Юток вернулся домой с множеством красивых драгоценностей, ваджрой и зеркалом.

С тех пор Юток часто ходил под вращающимся зонтиком, и люди стали называть его «Юток, который ходит под крутящимся зонтиком». После истории с нагами его слава разошлась еще дальше, и от учеников и пациентов не было отбоя. Юток написал много текстов по медицине и обучал людей.

Когда ему было 48 лет, он закончил писать Гьюд Ши (Четыре медицинских Тантры), а также множество других текстов по медицине. Он использовал их для обучения своих последователей.

Когда ему было 50 лет, у него уже было 300 учеников, которым он передал 4 Тантры. Из них 50 докторов были высшего уровня, 50 мастеров и 100 обычных квалифицированных специалистов. Юток оставался там еще 15 лет.

У Ютока была своя система квалификации врачей. В его системе врач высшего уровня должен был целиком знать такие трактаты как «4 Медицинских Тантры», «Сома Радза», «Сосуд нектара» (Дудзи Бумпа), «Восемь ветвей» и комментарии к ним. А также иметь устную передачу мудрецов.

Степень мастера мог получить врач, который знает «4 Тантры», текст девяти тибетских врачей, «Сома Радзу» и «Сосуд нектара». Обычный квалифицированный специалист должен был полностью знать 4 Тантры. Обычный доктор из трактата «4 Тантры» должен был выучить Тантру Основ, Тантру Объяснений и Заключительную. Юток основал медицинскую школу «Танадук» в Конгпо, в Менлунге и там обучил тысячу учеников.

Прослышав о его великолепных целительских знаниях и способностях, его пригласил сам китайский император, и Юток помог многим китайским пациентам, включая самого правителя.

Однажды, когда Юток занимался медицинской практикой, его посетила молодая девушка с советом отправиться в очередное путешествие. На этот раз Юток должен был посетить страну Уддияну. В Уддияне Юток встретился с величайшим учителем, тантрическим мастером Падмасамбхавой. Его ученики решили, что Юток не обычный человек, а Бодхисаттва и стали за ним наблюдать. Юток заметил, что они любопытствуют и у них на глазах, преобразовал свое физическое тело в радужное и исчез из поля зрения наблюдателей. Тогда они испугались, что он умер. Юток со смехом появился перед ними, показав свою оболочку: «Не бойтесь, я не умер. Просто между моим телом и радугой нет никакой разницы!». В Конгпо он построил первый в Тибете медицинский центр, который получил имя «Менлунг Гонпа Танадук». Танадук - это название города Будды Медицины в его чистой стране. Юток преподавал и принимал там целыми днями.

Однажды Ютока снова позвали в путь, на этот раз человек в красном посоветовал ему отправиться в одну из пещер в районе Амдо. Пещеру было очень трудно найти, но Юток все-таки отыскал ее. Он провел там 6 месяцев в медитации, занимаясь духовной практикой. Потом он отправился на снежную гору Лачи. Дорога была трудной и по пути на него нападали дикие животные, но медицинские защитники смогли защитить его от всех опасностей. Вся гора была покрыта глубоким снегом. Юток занимался там практикой внутреннего жара Туммо, и за три недели растопил весь снег далеко вокруг того места, где медитировал.

Юток посетил свою родину, городок Тодлунг. Местные жители были так рады видеть его, что поднесли ему огромную гору пищи. Но Юток сказал им: «Спасибо! Я не ем мясо и не пью алкоголь». Всем собравшимся людям он объяснил основы духовного учения и подношения Ганапуджи. Юток сказал людям, что тем, у кого еще нет реальной основы в практике медитации, вообще не стоит есть мясо и пить алкоголь. Юток очень много общался с учениками и пациентами. Ему задавали очень много разных вопросов, и он отвечал каждому терпеливо и обстоятельно, все были счастливы и довольны, всем нравилось, как он учит. В последнее время Юток как учитель стал больше уделять внимание духовным аспектам.

Юток снова вернулся в Конгпо Менлонг и все кто жил там, были очень рады его возвращению. Юток всех принимал, всех лечил, всем помогал. Долгое время Юток провел в затворничестве на горе Ясанг, занимаясь там медитацией. Там его посетил сам Рахула и передал ему особый метод лечения от провокаций существ из разряда Раху. Кроме того, Рахула дал обещание защищать учения Ютокпы. После этого Юток отправился в паломничество, в Лхасе он совершил особую духовную практику - обход святынь и сделал 100 000 обходов вокруг Джокханга. По возвращении в Конгпо он получил еще один магический метод лечения укусов бешеных собак от Дакинь. Они передали ему этот метод только после того, как проверили его сверхъестественные способности. Ему пришлось продемонстрировать, что его тело не горит в огне и не тонет в воде. Его закопали в землю, рубили мечом, бросали на острые скалы с обрыва - но ничто не могло повредить его иллюзорному телу. И люди признали, что Юток достиг наивысшей реализации радужного тела.

В возрасте 85 лет Юток женился на Дордже Цомо. Они жили счастливой семьей, Цомо родила ему троих сыновей.

Вместе с группой из 250 человек Юток отправился в западный Тибет в Нгари. Там он вылечил многих с помощью лекарств, мантр и визулизаций. В этом регионе самым лучшим врачом считался доктор Тхучен. Естественно, он почувствовал зависть к пришельцу и отправил одного из своих близких учеников, чтобы тот проверил знания Ютока. Ученик пришел к Ютоку и начал задавать вопросы про самые лучшие лекарства, о противоядиях и многие другие. Юток очень подробно и ясно отвечал ему на все вопросы. Ученик был поражен познаниями и мудростью Ютока и решил, что ему самому не мешало бы у него поучиться. Там он и остался. Когда доктор Тхучен узнал об этом, то разъярился и наслал на Ютока черную магию. Но Юток знал и видел все. «Нет смысла беспокоиться о черной магии, это иллюзия, подобная сновидению. Если верить в это, никакая магия не сможет вам повредить», - говорил он. Но ученикам было все-таки трудно до конца поверить, что все это иллюзия и сон. И они спросили у Ютока, не знает ли он какой-нибудь защиты от злобных ритуалов. Юток научил их защищаться от магических нападений, и они стали полностью независимыми от подобных вещей.

Юток отправился в район Сача и медитировал там в пещере Манджушри. Там же он обучал Кончока Гьянцена правильному поведению врача. Особенно он подчеркивал, что работу врача нужно обязательно выполнять с состраданием и сочувствием.

В Китае Юток вместе с учениками собрался совершить паломничество на гору Вутхай. Но по дороге погода испортилась, начался ужасный ливень, потом повалил снег, и ученики потеряли Ютока из виду. Юток нашел дорогу к своей пещере, и там его посетило чистое видение - перед ним предстала Тара, она передала ему медицинские и духовные учения.

Когда Юток вернулся из Китая на родину, к нему пришла женщина, практикующая мантры, по-тибетски таких йогинь называли Накмо. Она представилась, ее звали Дамей Менцун, а ее отец был врачом. Но он умер, когда ей было 5 лет, и она не успела ничему от него научиться. Всю жизнь она мечтала выучиться и стать доктором. Она попросила Ютока, чтобы он обучил её и передал ей 4 Тантры. В то время в Тибете было не принято, чтобы женщины занимались медициной, это занятие считалось мужским. Но Юток ответил: «Хотя так мало женщин занимается тибетской медициной, совсем не важно кто вы - мужчина или женщина. Самое главное иметь сострадание, мудрость и прилежание». Девушка стала следовать наставлениям Ютока. Как-то она попросила его передать ей духовное учение, и Юток передал ей учение Дакини, которое нужно было делать каждое утро. Он объяснил ей, как практиковать в повседневной жизни: главное не поддаваться лени, страстям и желаниям и всегда сохранять позитивный настрой. Дамей Менцун стала его главной ученицей женского пола.

Когда Юток с группой учеников посетил Дакпо, то провел там обучение по диагностике. В этом регионе им встретилось множество охотников, рыбаков, разбойников и грабителей. Ютоку было горько видеть столько заблудших людей. Он много молился Будде Медицины, чтобы люди перестали убивать животных.

По возвращении домой Юток сделал передачу на медицину своим трем сыновьям. А потом они с супругой ушли в затворничество и провели личный ретрит по медитации. Вместе с женой Дорджей Цомо они посетили нирвану. А когда они вернулись, то ученики и дети были изумлены их путешествием.

Практика Ютока была настолько совершенной, что в медитации он мог посещать чистые земли Будды Медицины, получать там наставления по медицине и различные передачи от самого Будды. Вместе с супругой Дорджей Цомо они путешествовали в Уддияну, где встречались с Падмасамбхавой.

Юток отправился в паломничество в область Цанг. Там он передавал духовные учения, в особенности он учил врачей. Продолжая паломничество в сторону Кайлаша, он по пути лечил больных. Путешествие продолжалось, и Юток побывал в Непале, где лечил и учил людей. Там он очень удивил врачей, вылечив человека со смертельными травмами, у которого, как казалось, не было никаких шансов выжить.

Когда ему было 100 лет, он передал учения Дакинь медицины.

Когда ему было 110 лет, присутствовавшие на посвящении увидели, как торма засияла и после этого приобрела необычайный вкус. Все вокруг наполнилось сиянием, и когда Юток призвал Будду медицины, мудрецов и медицинских Дакинь, они действительно появились в пространстве, и все видели это своими глазами.

Однажды Палден Лхундруп спросил Ютока, сколько книг он написал. Юток ответил, что он написал примерно 30 книг по медицине, астрологии и духовным практикам. Он передал ему наставления об уме в соответствии с Ригпай Ралкор Нга.

Когда Ютоку было 120 лет, он написал последний труд под названием Ньямтиг Тхонгба Донтан. Он передал все учения своим ученикам. Затем он сказал, что отправляется в чистые земли Будды медицины, где собирается продолжить свою деятельность.

В год Крысы, в месяц Обезьяны на 15 день они вместе с супругой Дорджей Цомо обрели радужное тело. Их тела растворились в свете и радугах. Раздавались звуки, земля содрогалась, пять чистых светов сияли, небо было ясным и в течение трех месяцев шел цветочный дождь.

Это были знаки наивысшего достижения. Их трое сыновей вместе с учениками построили ступу освобождения и статуи Будд в память о Ютоке.