Выставка работ Анны Артемьевой



Что такое живопись танка



(Из лекций известного художника танок Марианны ван дер Хорст)



Танка – произведение изобразительного искусства, буквально – «рисунок на ткани, который может быть свернут и взят с собой». По-тибетски танка называется рейдри (рей – хлопок). Помимо традиционных танок (самый распространенный размер 75х50 см), выполненных на загрунтованном холсте, существуют и другие их виды: построенные из песка или нарисованные на стене, изготовленные в стиле аппликации или вышитые, и другие. Величина может быть также очень разной: так, для праздников и церемоний изготавливают изображения гигантских размеров – до нескольких десятков метров, для ношения на теле пишутся миниатюрные танки (их обычно вкладывают внутрь ладанок – гау).

Тибетское буддийское искусство формировалось под влиянием художественных традиций Индии, Китая и Непала. Так, у тибетского правителя Сонгцен Гампо (начало VII в.) было две супруги-принцессы – непальская и китайская. Каждая из них привезла с собой в Тибет бесценное приданое: непальская – множество священных изображений и статую восьмилетнего Будды, а дочь китайского императора – статую Будды в двенадцатилетнем возрасте (оба изображения находятся в Лхасе). Они и послужили первыми образцами, которыми руководствовались многие поколения художников и скульпторов. Помимо этого царь Сонгцен Гампо заказал непальским мастерам образ Авалокитешвары, размер которого был равен росту самого правителя. Его святейшество V Кармапа (начало XV в.) распорядился отдать под роспись стены нескольких монастырей, а также заказал множество танок в непальском стиле. Большое число изображений Белой Тары, Майтреи и других божеств было изготовлено в 1500-х года при II Далай-ламе. Лоден Шераб Дагьяб Ринпоче в книге Tibetan Religious Art (издана в Германии, 1977) пишет, что произошло взаимопроникновение стилей и сейчас уже не найти примеров чисто индийской, непальской или китайской школы.

В Тибете исторически сложились три основные школы танка-живописи: менри, карма-гадри и менсар.

Первый стиль – менри, широко известный как непальский стиль. Сформировался в период правления I Далай-ламы, его основатель – Менла Дондруб (1440 г.р., Южный Тибет). Его учителем был Допа Таши Гьяцо, мастер непальского стиля. Менла Дондруб был очень образован, откорректировал ранние тексты по иконографии. В своих книгах дал подробнейшее описание религиозных объектов танка-живописи – их семь. Главная его заслуга состоит в том, что он выработал «драгоценность правильных пропорций» – дал точные измерения изображений, в том числе объемных (скульптуры, ступы). Кроме этого Менла Дондруб разъяснил «духовные и вспомогательные принадлежности художника», а также разработал новые пигменты и техники подготовки холста. Особенностями живописного стиля менри являются насыщенные цвета, чистые и яркие краски.

Второй стиль – карма-гадри. Этот стиль сформировался и расцвел в Восточном Тибете (провинция Кхам) в XVI веке, в период правления Микьё Дордже – VIII Кармапы (1507–1554). Важную роль в развитии и распространении стиля сыграли «три таши»: Тулку Намка Таши, Чой Таши и Кашу Карма Таши. Первый, Тулку Намка Таши (1500 г.р., Верхний Йарлунг), обучался у нескольких знаменитых мастеров, чтобы «рисовать в отличительном стиле». Этот особый стиль был основан на 3-х образцах:

1) китайская свитковая живопись, поднесенная V Кармапе китайским императором;

2) рисованные маски, засвидетельствовавшие чудо,  когда III Кармапа проявил свой лик в полнолуние импера-
тору (дошелма – «лицо в луне»);

3) китайская танка, изображающая 16 архатов ранней буддийской традиции.

Художественная традиция, которую Намка Таши учредил исходя из всего этого, стала известна как карма-гадри.

Третий стиль – менсар (мангсар), или «новый менри». Самый поздний стиль, основанный на менри (с нововведениями в стиле, пигментах и подготовке холста), появился в XVII веке и стал очень популярен в Западом Тибете. Его основатель – Чоинг Гьяцо (1645 г.р., провинция Цанг). Для этого стиля характерен прозрачный пейзаж и очень яркие, интенсивные цвета изображенных божеств.

В Тибете танки изготавливаются для созерцания и тантрических практик, ритуалов, для определенных праздников или церемоний, для подношения, в подарок. Когда в семье кто-либо болел, или умирал, или испытывал какие-то проблемы, часто заказывали изображения будд. Некоторый возраст считается не очень благоприятным (например 13, 25, 37, 49 лет) и принято заказывать танки – это дает заслугу и заказчику, и художнику.

Какие бывают авторы танок:

1. Это могут быть не обязательно буддисты, а люди, владеющие техникой – ремесленники. Так, в Непале много танок пишется на продажу. Но лучше, если художник является буддистом, практиком. Особенно,  когда вы изо-
бражаете божество высших тантр – вам нужно иметь посвящение.

2. Обычные художники. Они могут писать танки для ритуала, разового случая, не являясь при этом практиками.

3. Люди с тонким восприятием, ясновидцы.  Они способны увидеть божественный образ  и запечатлеть его или дать описание,  чтобы художник мог нарисовать.

4. Обычные художники. Они могут писать танки для ритуала, разового случая, не являясь при этом практиками.

5. Существа,  достигшие высокой духовной реализации.  Так, Кармапы,  как правило,  были одаренны  во всех видах  искусств.

На Востоке художники танка чаще всего рождались в артистических семьях, проходили долгий путь обучения. Художник считался прошедшим обучение, когда знал пропорции, мог от руки (без разметки) рисовать красивые обводки, наносить орнаменты золотом. В Тибете художники рассматривались скорее как ремесленники, хотя и имели посвящения и «духовные амбиции».

Художник танка должен быть скромным, религиозным, средних лет (т.е. не слишком молодым и не слишком старым), он должен быть здоров (органы чувств в порядке), иметь хороший, гармоничный характер.

Живопись танка – это Дхарма.

Процесс танка-живописи является практикой Дхармы, и создаваемое на холсте изображение – это проявление тела Будды. Для создания совершенной танки необходимо обладать совершенным знанием, поэтому художнику полагается тренировать свою активность через поведение, речь, медитацию, танцы и др.

Мы должны быть внимательны и сконцентрированы, очищать свои тело, речь и ум. Дело не только в технике: божества, создаваемые нами, действительно присутствуют здесь. Без концентрации нет совершенств, допускаются ошибки. По завершении танки уже есть результат, и не важно, сколько танка существует, важно ее действие. Так, в песчаной мандале, которая может существовать всего неделю (пока длится ритуал), создается дом божества, новая реальность.

Живописец танка должен быть подготовлен. Перед работой следует совершить ритуал, читать тексты, делать подношения, давать подаяние и др. Ему нужно благословение учителя (ламы) на работу, на инструменты и материалы. Учитель, в свою очередь, дает благословение после медитации на просветленное существо (например, Манжугхоша). Он просит божество войти и освятить тело, речь и ум художника.

Когда художник должен нарисовать идама или защитника, очень важно иметь посвящение на это божество, особенно, если это тантрическая форма. Если он не имеет посвящения, то через благословение учителя может вступить в мандалу этого божества. Когда делается изображение, относящееся к ануттарайога-тантре, художник непременно должен иметь посвящение в этот класс тантры, и, рисуя, начитывать мантру божества. Желательно перед работой совершить ретрит. Важно иметь с заказчиком гармоничные отношения, тогда будет хороший результат.

Качества художника и заслуги, обретаемые благодаря изображению образов Будд были описаны в стихах Селгьяла (gSal.rgyal.gyi.tshigs.su.brad.pa, Канджур, сутра, том 201):

  Кто бы ни изображал форму Победоносного,
  Все они должны обрести (переродившись) привлекательную и благородную форму,
  Контроль над чувствами, эрудицию, солнцеподобное сияние.
  И будут прекрасно воспринимаемы в глазах мира.

И из этой же работы:

  Кто б ни изображал форму Сугаты –
  Их тела будут без изъянов
  И так мягки и расслаблены, как сердцевина лотоса.
  Они будут свободны от болезней, боли, страдания и страха.

А также:

  Кто б ни изображал форму Владыки – Защитника Вселенной,
  Они не станут ни чьими рабами и не будут ни у кого в распоряжении,
  Не станут бедными или имеющими низкое положение в обществе;
  Их чувства не станут поврежденными.
  Люди, которые изображают Будду или сооружают ступы,
  Будут иметь превосходное богатство и владеть сокровищами,
  И они победят врагов.

Пропорции изображения Будды сохраняются неизменными с древнейших времен. В разных культурах могут присутствовать те или иные особенности (например, удлиненная форма ушниши, соединенные на одной линии брови, заостренная или округлая форма носа, большая или меньшая длина и толщина мочки уха и пр.), но основа всегда одна.

Так, высота стоящей фигуры Будды составляет 125 сор (малых условных единиц). Двенадцать малых единиц (м.е.) образуют одну большую единицу (б.е.). Например, размер лица от линии роста волос до подбородка составляет 1 б.е., высота шеи составляет 4 м.е., высота груди 2 б.е., длина бедра также 2 б.е. и т.д. При построении изображения обычно используется масштабная линейка, сделанная из полоски бумаги. Величина единицы высчитывается исходя из того, какого размера изображение Будды нужно построить.

Примеры изображения фигур с помощью сетки



Будда
 
Манджушри
 
Авалокитешвара
 
Яма Дхармараджа
 
Амитаба

Тело Будды обладает особыми признаками, 32 из которых считаются видимыми (их описание имеется в Абхисамаяланкаре). Другие 80 признаков невидимы. Утверждают, что Его Святейшество Далай-лама и, например, Калу Ринпоче обладают подобными признаками (например, изображениями колес Дхармы на ладонях и ступнях), но не всем дано это увидеть.

32 внешних признака тела Будды:

1. На каждой ладони, ступне рельефно отпечатаны колеса-дхармачакры с тысячью спиц – это символы энергии.

2. Поверхность стоп плоская,  стопы полностью прилегают к земле.  Их сравнивают  с низом панциря черепахи, поверхность твердая, плоская, гладкая.

3. Между пальцами перепонки из света (как у лебедя).

4. Кожа гладкая и чистая, как у младенца.

5. Семь частей его тела округлые:  шея плавно переходит в плечи и руки,  спина и грудь также округлые, кисти рук и ступни пухлые.

6. Основание  ногтя  далеко  от  кончика  пальца  (т.е.  ноготь занимает практически  всю последнюю фалангу  пальца).

7. Очень округлые пятки, выступающие за границу стопы.

8. Тело стройное, прямое.

9. Локти и колени округлые, суставы не выступают.

10. Волосы на голове растут вверх.

11. Икры округлые, их сравнивают с ногами антилопы.

12. Руки длинные – Будда может свободно коснуться лотоса, на котором восседает.

13. Половой орган явно не выражен, но это не означает его отсутствие.  (Примечание: Считается, что в Будде гармонично  сочетается  мужское  и  женское  начало,  и  если бы  изображался мужской  орган,  то  впрямую указывалось, что Будда мужчина. Это же относится и к бодхисаттвам. У женских божеств половые признаки изображаются совершенно явственно, равно как у гневных божеств и защитников.)

14. Кожа сияющая, золотистого цвета.

15. Вся поверхность кожи идеальна, прекрасна и чиста, как поверхность золотого браслета.

16. Волосы на голове завиваются по часовой стрелке, из каждой поры растет по одному волоску.

17. Между бровями «третий глаз» – это тончайший длинный волос, закрученный по часовой стрелке. Если он развернется, то может достичь конца времени и Вселенной (способность видеть каждое существо в любое время где бы то ни было).

18. Верхняя часть тела могучая и сильная подобно телу льва.

19. Переход от шеи к плечам очень плавный, не видно мускулов и сухожилий.

20. Область ключиц до плеча также округла.

21. Вся поверхность тела Будды всегда чистая и благоухает, на нем не сказывается качество пищи и другие условия.

22. Тело стройное, прекрасных пропорций, подобно дереву Бодхи.

23. На голове ушниша – собрание белой плоти, закрученное по часовой стрелке. Высота ее не может быть измерена, в действительности это энергия, уходящая в бесконечность, т.к. у Будды бесчисленное множество чакр. Ушниша имеет глубокий мистический смысл. Снаружи ушниша покрыта волосами и имеет вид прически.

24. Язык очень длинный, им можно коснуться кончиков ушей и макушки.

25. Голос мелодичный, с богатым диапазоном, как у старой опытной птицы, его сравнивают с голосом Брамы. Тот, кто слышит его, тотчас избавляется от препятствий и страхов.

26. Щеки округлы и полны, как у льва.

27. Зубы сияюще белые.

28. Все зубы одинаковой величины.

29. Зубы идеальной формы, между ними нет щелей, они располагаются прекрасными дугами.

30. Зубов сорок (20 + 20).

31. Темные и светлые части глаз идеально ясные, чистые.

32. Ресницы длинные, каждая загнута вверх и отделена от других, их сравнивают с ресницами быка.