Царь с колесом или царь управляющий с помощью колеса с тысячью спиц. В буддийской традиции есть много изображений сокровищ царя Чакравартина – семи главных и семи второстепенных.
О них можно найти много сведений. Но изображение самого Чакравартина найти оказалось очень трудно. Мне удалось найти лишь фотографию древнего индийского рельефа, статуи и маленькую
цакли.
Вот что рассказывается об этом царе в книге Лоден Шераб Дагьяб Ринпоче «Буддийские символы в тибетской культуре»:
Чакравартин значит «вращающий колесо». Следовательно, его название перекликается с богатой символикой, связанной с колесом. Тибетское сложное слово состоит из существительного
«колесо» (’khor lo) и глагола (bsgyur ba), в общепринятом употреблении означающего что-то вроде «вращать», «приводить в движение», но также и «превращать», «изменять», «управлять»,
«править», «царствовать» и т.п. В целом это слово обозначает царя, чье правление связано с колесом. Если принять во внимание различные значения и уровни смысла, связанные с символом
колеса, то слово Чакравартин можно истолковать как «тот, кто правит с помощью колеса», «правит колесом» или «владеет колесом».
Известная в индо-тибетской культурной среде аналогия между мирской и духовной властью на которую указывает использование таких почетных титулов, как «царь Дхармы» (санскр. дхармараджа),
также служит практику указанием на связь между внешней и внутренней реальностью.
Об этом говорится во «Внимательном упрочении превосходной Дхармы». Согласно имеющемуся там объяснению, если человек откажется от негативного мышления, то в следующей жизни обретет
различные благие последствия и в конце концов родится Чакравартином, одаренным семью драгоценностями.
Часто упоминаемая связь между Буддой и вселенским правителем, между наивысшим духовным и мирским уровнями прослеживается и в предсказании прорицателя, сделанном при рождении царевича
Сиддхартхи: «Он будет или великим правителем мира (т.е. чакравартином), или, если предпочтет жизнь бездомного монаха, обретет просветление и станет Буддой».
Главный атрибут Чакравартина – драгоценное колесо (санскр. Чакраратна) обладает такими качествами:
Оно является оружием, орудием или средством передвижения, благодаря которому устанавливается и сохраняется власть Чакравартина;
Оно обеспечивает движение Чакравартина, его быстроту, сферу его влияния — размах территориальных притязаний;
Оно представляет солнце как «царский герб»;
Оно ограничивает область, управляемую Чакравартином, — его царство;
Оно также символизирует колесо учения Будды (что позволяет сделать вывод о равенстве Чакравартина и Будды).
Во «Внимательном упрочении превосходной Дхармы» эти функции драгоценного колеса описываются очень подробно:
Драгоценное колесо обладает пятью очевидными качествами.
Во-первых, оно создано из золота реки Дзамбу (’dzam bu’i chu), его размер — пятьсот йоджан (dpag tshad), у него тысяча спиц. Оно прекрасно, как второе солнце в мире.
Во-вторых, оно за один день, не встречая препятствий обегает в небе сто тысяч йоджан.
В-третьих, куда бы ни пожелал попасть Чакравартин, — на западный континент Балангчо (ba lang spyod), на восточный континент Лупаг (lus ’phags), на северный континент Драминьен
(sgra min snyan) или в небесные обители четырех великих царей (rgyal chen bzhi’i lha gnas) — он отправляется туда по небу с помощью колеса с тысячей спиц. Благодаря силе этого колеса, он
может перемещаться по всему небу с четырьмя подразделениями своего войска: слонами, конницей, колесницами и пехотой.
В-четвертых, с помощью колеса Чакравартин может слышать неслышимое.
В-пятых, он преодолевает любое противодействие. Царю, владеющему Дхармой и следующему Дхарме, другие цари и вельможи подчиняются, подносят всё, как друзья Дхармы, едва его увидят.
Семь главных сокровищ Чакравартина:
Драгоценное колесо, исполняющая желания драгоценность, драгоценная царица, драгоценный советник, драгоценный слон, драгоценный конь, драгоценный военачальник.
Семь дополнительных или второстепенных сокровищ Чакравартина:
Меч, волшебная шкура (шкура морского Нага), дворец, волшебная одежда, сад, ложе, волшебная обувь.
|