Выставка работ Анны Артемьевой



Лопон Чандракирти

Об Ачарье Чандракирти можно найти такие сведения:

Чандракирти (санскр. Candrakīrti; тиб. zla ba grags pa, букв. "Слава Луны") – буддийский учёный-философ седьмого века, представитель школы мадхьямика-прасангика. Был настоятелем буддийского монастыря Наланда. Полемизировал со сватантриками, со школой Дигнаги и виджнянавадой в целом, с немахаянскими школами буддизма и с брахманистскими школами.


По мнению западных ученых в буддийском пантеоне существует два Чандракирти, хотя тибетцы считают их одной и той же личностью. Первый из них был великим индийским махаянским философом, настоятелем монастыря Наланда и жил в 6 веке. Об этом пишет в своих исследованиях профессор Туччи. Другой ученый, Уодделл, упоминает Чандракирти среди индийских святых Махаяны, наиболее почитаемых Ламами. Этот Чандракирти был Махапандитой, великим учителем-философом, одним из 17 Великих Пандит Наланды.

17 Великих Пандит: Нагарджуна, Ачарья Арьядева, Буддхапалита, Вхававивека, Чандракирти, Шантидэва, Шантаракшита, Камалашила, Арья Асанга, Ачарья Васубандху, Дигнага, Дхармакирти, Вимуктисена, Симхабхадра, Гунапрабха, Шакьяпрабха, Дипанкара Атиша.

Другой Чандракирти, по мнению профессора Туччи, принадлежал к 84 Махасиддхам, считался воплощением Манджушри и жил приблизительно в конце 9 века.


Будон Ринчендуб в своём труде «История буддизма» рассказывает следующее:

Чандракирти родился на юге, в Самане. Он был учеником Нагарджуны и Арьядэвы и в совершенстве овладел предметами Сутр и Тантр. Он «имел силу доения коровы, которая была нарисована на картине, и силу бросания колонны из камня, не касаясь её руками». Он написал комментарии на трактаты по мадхьямике Нагарджуны и на «Чатухшатику» – главный текст «Мадхьмика-аватары» и его комментарий. Самыми прославленными его работами являются два комментария, о которых говорится как о «тех, которые походят на солнце и луну». Это комментарий на «Мула-мадхьямику», называемый «Прасаннапада», и комментарий на «Гухьясамаджа-тантру», носящий заглавие «Прадипа-уддйотана». Они известны как «две самые ясные работы».

Чандракирти вместе с Буддхапалитой являются главными представителями школы мадхьямика-прасангика, или лока-прасиддхи-варга-чари-мадхьямиками.


В книге «Введение в Мадхьямику» (изд. «Шечен» 2001г.), принадлежащей перу самого Чандракирти, приведена более подробная история:

Традиционно Чандракирти считается непосредственным продолжателем традиции Нагарджуны и иногда рассматривается как его прямой ученик. Существует следующее поэтическое описание преемственности этих двух великих мыслителей. Когда солнцеподобный Нагарджуна ушёл из этого мира и его последователям казалось, будто солнце ушло с небосклона, в небе появились пять дакинь и предсказали, что его учение не исчезнет, и что через 500 лет придёт луноподобный учитель, Чандракирти, чтобы противодействовать опасности потери учения.

Чандракирти родился в семье браминов на юге Индии, в городке Самана. Астрологи предсказали, что он станет великим буддийским мастером. Позже он получил буддийское монашеское посвящение от настоятеля Наланды Чандранатхи, и ему было дано имя Чандракирти. Он интенсивно учился и полностью изучил Трипитаку, четыре класса тантры, а также достиг совершенного понимания буддийских и небуддийских воззрений. В соответствии с Таранатхой, он получил все шастры и упадешы Нагарджуны от многих учеников Бхававивеки, а также от Камалабуддхи, ученика Буддхапалиты. Косвенным, хотя и не вполне обоснованным свидетельством того, что Чандракирти непосредственно общался с Нагарджуной, может служить изречение последнего, где он говорит: «Моему последнему ученику Чандракирти я покажу абсолютную Дхарму непроизведённости».

В его жизнеописании встречается следующий характерный эпизод его пребывания в институте Наланда. С определённого момента Чандракирти стал вести такой образ жизни, что обычные люди говорили, будто он занят только тремя вещами: едой, сном и дефекацией. Некоторые монахи даже злословили о нем, говоря: «Он не учится, не медитирует и не работает, а только ест и спит. К тому же он придерживается небуддийских взглядов. Несомненно, он принесёт нам лишь проблемы. Лучше было бы выгнать его из монастыря». Однако настоятель Наланды, зная об истинных качествах своего любимца, не допускал этого и, чтобы умиротворить монахов, назначил Чандракирти работать по хозяйству и определил ему в помощники монаха по имени Сурьякирти. Осуществляя выпас монастырского стада коров, в соответствии со своими новыми обязанностями, Чандракирти обычно отпускал животных свободно гулять по округе, и, несмотря на это, всегда обеспечивал монастырь большим количеством молока. Кроме того, в монастыре никогда не переводился рис. Монахи недоумевали: откуда бралось молоко, если стадо свободно гуляло по лесу. В конце концов Сурьякирти рассказал, в чём была истинная причина всего этого: «Славный Чандракирти доил нарисованных коров. И таким образом снабжал монахов молоком». Когда настоятель услышал об этом, он похвалил своего ученика и сказал: «Чандракирти силой своего могучего ума доит нарисованных коров – это поистине замечательно».

Однажды случилось так, что армия воинственного правителя Туруши была лишь на расстоянии пятнадцатидневного перехода от Наланды и очень быстро приближалась. Услышав это неприятное известие и опасаясь, что монастырю и его обитателям может быть нанесен вред, монахи стали обращаться за помощью ко всем влиятельным пандитам (учёным), но ни один из них не был настолько силён, чтобы противостоять вторжению завоевателей. Они уже были на грани отчаяния, когда из сердца изображения Дхармапалы вылетел ворон и прокаркал, что им необходимо обратиться за помощью к Чандракирти. Монахи, сделав это, получили совет вырубить из камня статую льва, а затем попросить всех буддистов молиться Трем Драгоценностям, а всех небуддистов Шиве. Приготовив статую льва, монахи установили её в нескольких километрах к северу от Наланды. Несмотря на это войска продолжали приближаться, но когда среди людей стало возникать недоверие, Чандракирти подошел ко льву и ударил его палкой по голове. В ответ каменный лев трижды гневно и ужасающе прорычал. Услышав это, приближающиеся солдаты испугались и прекратили свое наступление. Так была предотвращена эта опасность.

Ещё одна из историй описывает, как в то время, когда Чандракирти медитировал в лесу, там вдруг возник пожар. Но когда спасатели подошли к тому месту, где, как они предполагали, должны были находиться его останки, к своему удивлению они обнаружили его живым и невредимым. Он взглянул на них и сказал: «Хвала моему учителю Нагарджуне! Нерождённое явление огня сожгло все деревья, но я уже сжёг нерождённым огнем все явления огня. Так как же я могу быть поврежден явлением огня?»

Однажды, чтобы удостовериться в ясновидении Чандракирти, в Наланду пришел небуддист по имени Кумара. Он обратился с просьбой рассказать о том, что Индра делает в данный момент. На это Чандракирти ответил: «Настоящий Индра сейчас находится в сфере богов Тритимшака, а одна из его манифестаций слушает учения Будды Майтреи в чистой стране Тушита». Небуддист не поверил этим словам. Тогда своей левой рукой Чандракирти заставил истинного Индру проявиться перед ним, но Кумара не смог его увидеть. Тогда своей правой рукой Чандракирти заставил проявиться манифестацию Индры. Кумара смог ее увидеть и обратился с вопросом к этому проявлению: «Ты настоящий Индра?» В ответ он услышал: «Если бы я был таковым, у меня была бы тысяча глаз. Но у меня только отпечатки глаз». Увидев, что это действительно так, в небуддисте пробудилась вера к Чандракирти.

Ещё одна история рассказывает о встрече Чандракирти и другого известного буддиста-учёного Чандрагомина. Как-то раз, когда Чандракирти давал объяснения, подошёл незнакомец и встал поблизости, не выказывая никаких знаков уважения. Великий пандита, думая, что незнакомец желает вызвать его на диспут, обратился к нему: «Откуда вы и каким Учением обладаете?». На это незнакомец ответил: «Я пришел с юга и мое знание охватывает лишь три Учения. Это «Грамматика Паннини», «Сто пятьдесят видов запредельной мудрости (скт. Штутишатапанчахика)», и «Молитва Манджушри (скт. Намасангити)». Чандракирти подумал про себя: «Он хочет выглядеть скромным, но на самом деле его слова весьма глубоки, ведь он перечислил серьёзные тексты». Затем Чандракирти снова спросил незнакомца, не зовут ли его Чандрагоми? «Под этим именем меня знают» – ответил странник. «Такой великий пандита не должен приходить неожиданно, пожалуйста, удалитесь, чтобы я мог прислать вам формальное приглашение» – попросил Чандракирти.

После этого Чандракирти созвал всех учёных монастыря и объявил, что неподалеку находится Чандрагомин, и что его необходимо пригласить в монастырь. Чандракирти попросил приготовить две колесницы и множество подношений. Но, поскольку Чандрагомин не был монахом, было решено, что на первую колесницу установят статую Манджушри, а на второй будет находиться сам Чандрагомин, чтобы монахи могли спокойно воздавать почести первому, хотя в действительности вся процессия устраивалась для гостя. Во время торжественного шествия Чандрагомин всё время возносил хвалу Манджушри, и статуя в ответ на это повернула свою голову по направлению к нему. Чандрагомин был настолько взволнован этим, что натолкнулся на Чандракирти. Последний подумал, что Чандрагомин сделал это из гордости, и, вероятно, поэтому вскоре вызвал его на диспут.

Диспут проходил на равных, но однажды Чандрагомин не смог ответить на вопрос Чандракирти и попросил подождать с ответом до следующего дня. Чандракирти удивился и подумал, что, должно быть, его противнику кто-то тайно помогает. Тогда поздно ночью он тихонько подошёл к комнате Чандрагомина и заглянул внутрь. Там он увидел, что прямо перед Чандрагоми сидит Авалокитешвара и дает ему наставления. И как только Чандракирти, желая войти, переступил порог комнаты, – Авалокитешвара тут же исчез. Той же ночью он увидел сон, где Великий Сострадательный сказал ему следующее: «О тебе заботится Манджушри, поэтому моя помощь тебе не нужна, но Чандрагомин нуждается в моей помощи и поэтому я его поддерживаю».

Когда Чандракирти проснулся, он попросил Авалокитешвару появиться перед ним и, увидев Сострадательного перед своими глазами, попросил, чтобы тот устроился у него над головой, дабы все люди могли увидеть его воочию. Однако Авалокитешвара ответил, что из-за своих кармических омрачений обычные существа не смогут его увидеть. Но Чандракирти настаивал на своей просьбе, и Авалокитешвара согласился. Так, прохаживаясь по округе и встречаясь с разными людьми, Чандракирти провозглашал во всеуслышание: «Над моей головой сидит Авалокитешвара, подходите, делайте простирания и подношения!» Однако большинство людей не видели ничего и лишь некоторые из них замечали одну мертвую собаку. Многие начали подумывать о том, что Чандракирти сошёл с ума от слишком усердного изучения. И только одна женщина, торговка алкоголем, смогла увидеть ноги Сострадательного, и благодаря этому достигла мирских сиддхи.

После себя Чандракирти оставил много книг и большинство из них – это комментарии к сутрам, тантрам, а также к трактатам Нагарджуны. Самым знаменитым его трудом является «Введение в мадхьямику» (скт. Мадхьямикаватаракарика). В этом своём трактате, а также в своих автокомментариях (скт. Мадхьямикаватарабхашья) к этому тексту, Чандракирти осветил все стадии и этапы глубокого и обширного пути совершенной мудрости. Кроме того, он написал комментарий к «Коренной мудрости» Нагарджуны, который называется «Ясные слова» (скт. Муламадхьямакавритипрасаннапада, тиб. dbu ma rtsa ba’i ‘grel pa tsig gsal ba), а также комментарий к «Коренной тантре Гухьясамаджа», который называется «Ясный светильник». Эти два текста очень почитаются всеми буддийскими школами и учителями в Тибете.

Кроме этих трактатов Чандракирти написал комментарии к «Шестидесяти строкам о доводах» (скт. Юктишаштика, тиб. rigs pa drug cu pa) и «Семидесяти строкам о пустоте» (скт. Шуньятасаптати, тиб. stong pa nyid bdun cu pa) Нагарджуны, а также комментарии к «Четырехсотенной» (скт. Чатухшатакашастракарика, тиб. bstan bcos bzhi brgya) Арьядевы и многое другое.