Выставка работ Анны Артемьевой



История открытия текста Четырёх Медицинских Тантр
тертоном Драпа Нгонше


Рассказ настоятеля монастыря Дратанг Куше-Ла, 8 августа 2019 года.

Монастырь Дратанг находится в центральном Тибете, в долине Дрананг, неподалеку от города Цетанг.


Есть две версии времени постройки монастыря Дратанг. По одной версии этот монастырь был основан 1100 лет назад, по другой версии его история начинается 800 лет назад. Знаменитый ученый и тертон Драпа Нгонше (1012–1090), последователь школы Нингма, установивший связь с Махакалой Шанлоном, основал этот монастырь, поэтому вначале здесь придерживались только традиции Нингма.

600 лет назад настоятелем монастыря Дратанг и главным держателем Линии передачи стал знаменитый ученый и переводчик Шало Лоцава, он был очень влиятельным и могущественным, благодаря его руководству в монастыре было наибольшее количество монахов – от трех до четырех тысяч.

300 лет назад глава школы Сакья установил связь с этим монастырем, с того времени здесь продолжались две традиции вместе – Нингма и Сакья.

Перед китайской культурной революцией 1959 года в монастыре было более тысячи монахов, а его главная Гомпа была такого же размера и такого же дизайна, как главная Гомпа монастыря Самье. Почему Гомпа монастыря Дратанг была похожа на Гомпу Самье? Потому что Драпа Нгонше в молодости был монахом в монастыре Самье, у него была сильная связь с этим монастырём и он построил Дратанг Гомпу в соответствии с Самье Гомпой.

Главной статуей Дратанг монастыря является статуя Ваджрадары. Обычно у Ваджрадары тело синего цвета, но этот Ваджрадара белый, потому что статуя была отлита из серебра. Эта статуя стала главной в монастыре из-за такой истории: в 1717 году эта местность подверглась нападению монголов. Монголы поддерживали традицию Гелуг, они пришли чтобы разрушить монастыри школы Нингма и устранить держателей Линий передачи. Монастырь Дратанг относился к традициям Нингма и Сакья, поэтому монголы напали чтобы разрушить его. На месте третьего глаза этой статуи Ваджрадары был большой бриллиант, а в руках были ваджра и колокольчик, некогда принадлежавшие самому тертону Драпа Нгонше, которые он открыл как терма. Монгольский генерал захотел забрать себе этот бриллиант и ваджру с колокольчиком, он попробовал выковырять камень, но не смог, тогда он стал бить статую по пальцам, чтобы отобрать ваджру и колокольчик. Статуя закричала: «А-ца! А-ца!» Что значит «Больно! Больно!» Монголы испугались и отступили, оставив монастырь нетронутым, а статуя Ваджрадары с тех пор стала называться «Ваджрадара, который сказал А-ца!» Сейчас в монастыре находится глиняная копия этой статуи, потому что оригинальная статуя была уничтожена китайцами во время культурной революции, бриллианта и ваджры с колокольчиком некогда принадлежавших Драпа Нгонше тоже нет.


Статуя Драпа Нгонше
Статуя Драпа Нгонше
 
 
Дратанг Гомпа
Дратанг Гомпа
 
 
Ваджрадара А-ца-ца
Ваджрадара
А-ца-ца
 
 
Ступа Драпа Нгонше
Ступа Драпа Нгонше

Драпа Нгонше родился в этой местности, в долине Дрананг в 1012 году. В монастыре Дратанг была его ступа, но во время культурной революции её разрушили. На тысячелетнюю годовщину Драпа Нгонше – в 2012 году в монастыре была установлена новая ступа, большего размера.

Драпа Нгонше занимался медициной, он был доктором, поэтому у него сильная связь с Буддой Медицины. В Тибете несколько мест, где печатают Джуд Ши, одно из них – монастырь Дратанг, издание монастыря Дратанг называется «Дратанг Джуд Ши». У этого места очень глубокая связь с практикой Будды Медицины и медицинской целительской традицией, поэтому Джуд Ши это одно из главных направлений практики в этом монастыре.

Гуру Ринпоче ещё в восьмом веке сделал пророчество о тертоне Драпа Нгонше и монастыре Дратанг, у него было видение этого места, поэтому у Драпа Нгонше также очень сильная связь с Гуру Ринпоче. Кроме того Драпа Нгонше является воплощением одного из 25 главных учеников Гуру Ринпоче, по имени Чупу Палги Сенге, а также переводчика Вайрочаны. Ещё в юности он стал монахом в монастыре Самье, успешно прошёл все ступени обучения и получил высшую ученую степень Кхенпо. Однажды во время затворничества у него было виденье Гуру Ринпоче, который сказал ему, что его главным монастырем станет Дратанг Гомпа, из которого ему нужно будет развить ещё 108 монастырей. Драпа Нгонше ответил, что он бедный монах и у него нет денег на такое большое строительство. Гуру Ринпоче ответил: «Не волнуйся, я дам тебе двух Защитников богатства, которые дадут тебе все необходимые средства!»


Вход в храм Махакалы Шанлона
Вход в храм
Махакалы Шанлона
 
 
Статуя Махакалы Шанлона
Статуя
Махакалы Шанлона
 
 
Лик Махаклы Шанлона на колонне
Лик Махаклы Шанлона на колонне
 
 
Монах делает ритуал Шанлона
Монах делает ритуал Шанлона

Драпа Нгонше покинул этот мир в 1090 году в возрасте 78 лет, за свою жизнь он сделал три главных вклада в дело утверждения Дхармы. Первый – он исполнил повеление Гуру Ринпоче и построил 108 монастырей, благодаря этому множество людей получили возможность практиковать Дхарму для блага всех живых существ. Мачиг Лабдрон, источник учения Чод, была ученицей Драпа Нгонше, она шесть лет провела в монастыре Дратанг.

Второй вклад, это открытие текста Джуд Ши в Самье Гомпа. Драпа Нгонше было 28 лет, он был ученым монахом в Самье, когда ему явился Махакала Шанлон и указал место, где спрятан текст Четырёх Медицинских Тантр. С этого момента в Тибете была обретена полная версия этого текста, медицинские знания содержащиеся в нем начали применять на практике, впоследствии он стал главным в тибетской медицинской традиции. Невозможно сосчитать количество жизней, которые были спасены благодаря этим знаниям в прошлом, и еще будут спасены в будущем.

И третий вклад – Драпа Нгонше был доктором, одним из самых выдающихся докторов Тибета в свою эпоху. Он применял на практике методы лечения содержащиеся в Джуд Ши, в частности делал операции по наставлениям из этого текста. Одна из операций, которую он применял, это устранение избытка жидкости в сердечной сумке (перикарде). У Драпа Нгонше был учитель медицины у которого была эта проблема – скопление воды в перикарде. Драпа Нгонше успешно сделал ему операцию и тем самым спас жизнь своего учителя. Состарившись, Драпа Нгонше решил научить этой операции своего главного ученика, чтобы этот важный метод не был утерян. Он спросил ученика, хорошо ли он освоил эту операцию? Тот ответил, что более-менее понял как она делается. Драпа Нгонше остался недоволен ответом, он сказал, что необходимо научиться этому методу в совершенстве. Но для этого нужен был пациент, на котором можно было бы потренироваться. Сам Драпа Нгонше и его ученик не могли никого выбрать для этого, поскольку были очень сострадательными, они не хотели ставить опыты ни на людях, ни на животных, чтобы не причинить им страдания. Тогда Драпа Нгонше сказал: «Тренируйся на мне. Я уже стар, но прежде чем умру, я должен убедиться, что ты наилучшим образом освоил эту технику». Из всех шести миров Сансары люди наиболее эгоистичны. Для того чтобы спасти свою жизнь и здоровье мы приносим в жертву жизни и счастье множества существ. Невозможно себе представить количество жизней, которые были принесены в жертву для получения новых лекарств и методов лечения и еще будут пожертвованы в будущем. Драпа Нгонше был сострадательным доктором, он поднес свою жизнь для блага пациентов, он пожертвовал собой для того чтобы этот метод могли применять его ученики и он не был утерян. Для этой операции нужен особый инструмент – тонкая трубка с иглой внутри. Пациент должен вдохнуть, тогда сердце приподнимается вверх, трубку с иглой вводят в сердечную сумку, затем иглу вынимают и вода выходит по трубке. К сожалению ученик не справился с задачей, игла попала в сердце и Драпа Нгонше умер. С тех пор этот метод известен лишь в теории, но на практике не применяется.