Выставка работ Анны Артемьевой



Отрывок из книги «Абсолютное исцеление, духовное целительство в тибетском буддизме»



Происхождение семи Будд Медицины

(Автор - Лама Сопа Ринпоче)



Чем вызвано появление семи Будд Медицины? Полностью просветлённый ум обладает даром всеведения, позволяющим ему воспринимать прошлое, настоящее и будущее. Он исполнен великого сострадания по отношению ко всем живущим и наделён совершенной силой — способностью вести их к просветлению. Поскольку незамутнённая мудрость всеведущего ума пронизана безграничным состраданием ко всем живым существам, она являет себя миру, принимая различные воплощения, среди которых и семь Будд Медицины, с тем, чтобы устранить препятствия, встающие перед живыми существами и даровать им временное и абсолютное счастье, в особенности непревзойдённое блаженство полного Просветления.

Причина, по которой практика Будд Медицины является столь эффективным средством достижения успеха как мирского, так и абсолютного, состоит в том, что в далёком прошлом, когда Будды Медицины были ещё Бодхисаттвами, они непрестанно молились о благе живущих и поклялись исполнять все молитвы существ, которым суждено будет родиться в эпоху упадка, означающую закат учения Будды Шакьямуни. Они развили в себе целеустремлённую решимость достичь просветления, с тем, чтобы осуществить задуманное. Такова была их мотивация когда они медитировали на пути к просветлению и достигали на нём духовных реализаций.

Мы живём во времена, отмеченные пятью знаками упадка: упадком умов, долголетия, живых существ, времён и воззрений. По сути, все вышеперечисленные разновидности упадка вытекают из первого вида — упадка умов. Неведение, гнев, вожделение и прочие омрачения сознания набирают силу, потому что живые существа не преображают свои умы, следуя духовному пути.

Это, в свою очередь, приводит к упадку долголетия, означающему, что средняя продолжительность жизни неуклонно снижается. Несколько тысяч лет тому назад большинство людей доживали до ста лет, а до этого продолжительность жизни была ещё выше. Первые представители рода человеческого жили многие тысячи лет, наслаждаясь относительным миром и счастьем. В наши дни большинство людей доживают лишь до шестидесяти-семидесяти лет. Подобный упадок долголетия вызван упадком умов.

Упадок ума также приводит к упадку живых существ, чьи умы становятся исключительно упрямыми, косными и непокорными. Им крайне трудно практиковать смирение, любовь, сострадание и прочие добродетели. Даже получив все необходимые наставления, они либо вовсе не в состоянии практиковать Дхарму либо находят это крайне трудным занятием. С таким возбуждённым, неуправляемым умом они невосприимчивы к учению Дхармы.

Упадок времён выражается в распространении войн и распрей между народами. Становятся частыми явлениями такие природные катаклизмы, как землетрясения, засухи, голод и эпидемии.

Упадок умов приводит также и к упадку воззрений, при котором всё меньше людей верит истине и всё больше — лжи и извращённым толкованиям. Когда кто-то совершенно искренне, от всего сердца говорит чистую правду, люди плохо понимают смысл сказанного или отказываются верить услышанному. Когда кто-то лжёт, окружающие с готовностью принимают всё сказанное на веру. В данный момент мы говорим не об абсолютной, а об относительной истине. Среди людей становятся популярными ложные воззрения, подобные вере в то, что добродетель не является причиной счастья, а недобродетель не влечёт за собой страдание. Они с готовностью верят ложному толкованию причин счастья и страдания, но испытывают большие трудности при попытках понять или принять верное объяснение их подлинных причин. Также людям крайне сложно постичь абсолютную истину. Ввиду повсеместного распространения пяти форм упадка человечество вынуждено сталкиваться с новыми видами заболеваний и проблемами при их диагностировании. Столкнувшись с неизвестной ранее болезнью, врачи затрудняются поставить диагноз и не могут предложить эффективного лечения. Все эти перемены в точности соответствуют тому, что гуру Падмасамбхава предрекал более тысячи лет тому назад.

Поскольку умы живых существ деградируют, то же самое происходит и со всем, что окружает их. Пища теряет свою питательность, лекарства — свою эффективность, и даже мантра уже не обладает былой силой. Вот почему, выполняя ретрит по практике медитативного божества, мы, как правило, вынуждены начитывать большее количество мантр, чем этого требовалось в прошлом. В то же самое время благодаря клятве, данной Буддами Медицины, их мантра становится только сильнее с погружением мира в эпоху упадка. Это одна из причин, по которой важно начитывать мантру Будды Медицины.

В прошлом Будды Медицины поклялись, что не оставят не отвеченной ни одну молитву живых существ, родившихся в эпоху упадка. Каждый из семи Будд Медицины неустанно молился, чтобы обрести способность избавлять живых существ от страданий.

В «Сутре сияния лазурита» гуру Будда Шакьямуни спрашивает у своего ученика: «Ананда, веришь ли ты описанию качеств Будды Медицины, данному мною?», — на что Ананда отвечает: «Как могу я усомниться в твоих учениях, о Будда». Когда Учитель спрашивает Ананду, почему тот верит его словам, Ананда отвечает: «Качества просветлённого ума Будды непостижимы. Его всеведущая мудрость способна непосредственно, напрямую постигать всё сущее, включая уровни сознания и индивидуальную карму, присущие каждому живому существу. Вот почему в уме моём нет и тени сомнения в отношении изречённого Буддой». После этого Будда даёт Ананде ещё один совет: «Ананда, всякий, кто услышит одно лишь благородное имя или мантру этого Будды, избежит рождения в низших мирах». Таким образом, ежедневно начитывая мантру или имя Будды Медицины, мы навсегда защитим себя от рождения в низших уделах сансары.

Молитва Будде Медицины — эффективное и быстродействующее средство достижения успеха не только в целительстве, но и в других начинаниях. Вот почему важно выполнять эту практику ежедневно как в лечебных целях, так и для достижения прогресса в духовной практике и удачи в мирских делах. Благодаря состраданию Будд Медицины и их альтруистической устремлённости служить живым существам, медитируя, начитывая их мантру и прося их о помощи, мы вправе на таковую рассчитывать. Со своей стороны Будды Медицины неустанно молились о благе живых существ, в особенности тех, кому доведётся жить в эпоху упадка, и поклялись, что молитвы наши будут услышаны. Адресуя их Буддам Медицины, мы сможем быстро добиться всего, чего желаем. Наивысшей же пользой, которую способны принести нам Будды Медицины, является полное просветление.

Смысл мантры Будды Медицины


Существуют длинная, средняя и короткая версии мантры Будды Медицины. Короткая мантра Будды Медицины:

ТАДЬЯТХА ОМ БЕКАНДЗЭ БЕКАНДЗЭ МАХА БЕКАНДЗЭ РАДЖА САМУДГАТЭ СВАХА

Обращаясь к восьми Буддам Медицины Манджушри просил: «Во исполнение клятвы, данной Вами в прошлом, молю, даруйте особую мантру, способную быстро приносить успех живым существам, родившимся в эпоху упадка, благая заслуга которых ничтожна, а страдания, включая болезни и вред, чинимый духами, огромны. Пусть обретут они способность воочию узреть всех будд и пусть сбудутся все их чаяния». В ответ на просьбу Манджушри восемь Будд Медицины в один голос изрекли мантру Будды Медицины. (Говоря о Восьми Буддах Медицины, мы имеем в виду семь Будд Медицины и гуру Будду Шакьямуни.)

Если мы сделаем начитывание этой мантры своей ежедневной практикой, Будды и Бодхисаттвы станут заботиться о нас, подобно матери, заботящейся о своём любимом чаде, и укажут нам путь. Ваджрапани — воплощение мощи всех Будд, Четыре Стражника (имеются в виду Четыре Царя, стражника направлений) и другие защитники станут всегда оказывать нам покровительство и направлять нас. Мы сможем очиститься от негативной кармы и быстро избавимся от болезней и козней вредоносных духов. Нам будет сопутствовать удача, и мы преуспеем во всех своих начинаниях.

«БЕКАНДЗЭ» в мантре Будды Медицины означает устранение боли, тогда как «МАХА БЕКАНДЗЕ» означает великое устранение боли. Согласно одному из толкований, первое «БЕКАНДЗЭ» относится к устранению боли истины страдания — не только боли, связанной с расстройством здоровья, но и всех иных форм физического и душевного страдания. Сюда же входит и устранение боли, связанной со смертью и перерождением, болей, вызванных кармой и омрачениями сознания.

Второе «БЕКАНДЗЭ» устраняет всякую истину причины страдания, которую следует искать не вовне, а внутри нашего собственного ума. Под Истиной причины страдания следует понимать карму и тревожащие мысли — внутренние причинные факторы, превращающие внешние факторы, такие как продукты питания или солнечные лучи, в условия, вызывающие то или иное заболевание. Учёные утверждают, что длительное пребывание на солнце является причиной рака кожи, однако, как я уже объяснял ранее, именно внутренние причины делают внешние факторы потенциальными условиями заболевания. При отсутствии причины заболевания в нашем уме, ничто не способно сделать какое-либо явление окружающего мира патогенным и болезнетворным.

Третий элемент мантры — «МАХА БЕКАНДЗЭ» — означает великое устранение боли и относится к устранению даже тончайших отпечатков, оставленных тревожащими мыслями в потоке нашего сознания.

Таким образом, мантра Будды Медицины содержит в себе противоядие от всех препятствий всего пути к просветлению, от его отправной точки и до непревзойдённого блаженства полного пробуждения. Первое «БЕКАНДЗЭ» относится к этапам общего пути практикующих снизкими способностями, второе — общий поэтапный путь практикующих средних способностей, тогда как «МАХА БЕКАНДЗЭ» заключает в себе поэтапный путь наиболее способных практикующих. Повторение мантры оставляет в нашем сознании отпечатки — потенциал реализовать на практике заключённый в мантре путь. Оно наполняет наши сердца благословением целостного пути, делая нас способными пройти весь поэтапный путь к просветлению, обозначенный формулой «БЕКАНДЗЭ БЕКАНДЗЭ МАХА БЕКАНДЗЭ».

Слог ОМ состоит из трёх индивидуальных звуков: «А», «О» и «М», символизирующих безупречно чистые и совершенные тело, речь и ум Будды Медицины. Целиком реализовав путь, ведущий к просветлению, мы очистим наши загрязнённые тело, речь и ум, трансформировав их в чистые и совершенные тело, речь и ум Будды Медицины. Теперь мы способны служить идеальными проводниками для всех живых существ. Благодаря обретённому всеведению мы в состоянии спонтанно, непосредственно и безошибочно знать уровни развития сознания живых существ. Это позволит нам определять наиболее эффективные методы, способные направить их к непревзойдённому блаженству полного Просветления, по пути, ведущему от счастья к счастью. Мы также обретаем совершенную способность являть себя миру, принимая воплощения, наилучшим образом подходящие различным живым существам. Служа им проводниками, мы пользуемся богатым арсеналом методов, таких как материальная помощь, наставления в мирских дисциплинах или духовные наставления в Дхарме. Как только в сознании живого существа созревает отпечаток, оставленный благим деянием прошлого, мы без промедления пускаем в ход всевозможные средства, чтобы вести его к конечной цели полного просветления.

Молитва обращение к Буддам Медицины, раскрывающая их символизм:

Молю Вас, Бхагаван Будда Медицины, чьё совершенное тело небесного цвета из лазурита символизирует мудрость всеведения и сострадание, необъятностью своей подобные безграничному пространству, даруйте мне своё благословение!

Молю Вас, Гуру Будда Медицины, Сострадательный, держащий в правой руке Арурупанацею — Владыку Лекарств, символизирующую данный Вами обет помогать жалким скитальцам, терзаемым 424 болезнями, даруйте мне своё благословение!

Молю Вас, Гуру Будда Медицины, Сострадательный, держащий в левой руке чашу с нектаром, символизирующую данный Вами обет даровать славный, животворящий нектар Дхармы, искореняя напасти болезней, старости и смерти, даруйте мне своё благословение!

Семь Будд Медицины, возносившие в прошлом молитвы о благе живущих, поклявшиеся, что им суждено будет сбыться в эпоху упадка, молю Вас, явите на деле их истинность мне и всем живым существам!

Семь Будд Медицины, Гуру Будда Шакьямуни всегда восхвалял подношения Вам и молитвы, он учил, что благословение Ваше проявится незамедлительно. Взываю к Вашему состраданию и молю Вас на деле явить эту силу мне и всем живым существам!


Ниже приводятся фрагменты из Сокращённого ритуала сутры Бхагавана Будды Медицины «Драгоценность, исполняющая желания», составленного Панченом Лосангом Чокьи Гьялценом и переведённого на английский Дэвидом Молком.


ПОЛЬЗА ОТ ПОВТОРЕНИЯ ИМЁН СЕМИ БУДД МЕДИЦИНЫ


Славный Доблестный Владыка Превосходных Знаков

     Пусть все живые существа, подобные нам,
     Слышащие, произносящие или помнящие имя Победоносного,
     Совершающие простирания и подносящие дары,
     Избегнут эпидемий, казней, злодеев и вредоносных духов,
     Обретут полноценные тела, познают пресечение потока страдания и скверн,
     Избегнут падения в низшие миры, насладятся счастьем людей и богов,
     Процветают и благоденствуют, не ведая голода, жажды инищеты.
     Да не познают они, пленённые и истязаемые, мук плоти,
     Минуют опасности пасть жертвой тигров, львов или змей,
     Пусть усмирятся распри, и умы их наполнятся любовью,
     Пусть исчезнет боязнь наводнений и воцарится беззаботная радость благоденствия.
     Оставив этот мир, пусть все мы родимся из лотоса в чистой земле
     И наделённые всеми благими качествами, станем сосудом, достойным принять Учение Победоносных,
     Подобных Славному Доблестному Владыке Превосходных Знаков, и порадуем Будд.

Владыка Мелодичного Звука

     Пусть все живые существа, подобные нам,
     Слышащие, произносящие или помнящие имя Победоносного,
     Совершающие простирания и подносящие дары,
     Неприкаянные укрепятся в Дхарме,
     Обретут богатства и роскошь богов и людей,
     Избежав мук зачатия, во все времена рождаются людьми
     И не расставаясь с бодхичиттой, преуспеют в благой Дхарме,
     Очистятся от изъянов и познают счастье людей и богов.
     Да минует нас разлука с духовными наставниками,
     Тёмные времена, вредоносное влияние духов, смерть, враги и опасности безлюдных мест.
     Пусть живёт в нас стремление совершать подношения и выполнять практики,
     Пусть идущие малым путём (Хинаяны) обретут самадхи, осознанность, силу, дхарани памятования, наивысшую мудрость и остудят пылающий жар страданий.
     Оставив этот мир, пусть все мы родимся из лотоса в чистой земле
     И наделённые всеми благими качествами, станем сосудом, достойным принять Учение Победоносных,
     Подобных Владыке Мелодичного Звука, и порадуем Будд.

Превосходное Чистое Золото

     Пусть все живые существа, подобные нам,
     Слышащие, произносящие или помнящие имя Победоносного,
     Совершающие простирания и подносящие дары,
     Чья жизнь коротка, обретут долголетие, неимущие — богатство,
     Воинственные — любящий и милосердный ум,
     Да не падём мы в низшие миры, оставив духовную практику,
     И всегда соблюдая принятые обеты, ни на миг не расстанемся с бодхичиттой.
     Оставив этот мир, пусть все мы родимся из лотоса в чистой земле,
     И наделённые всеми благими качествами, станем сосудом, достойным принять Учение Победоносных,
     Подобных Превосходному Чистому Золоту, и порадуем Будд.

Наивысшая Слава, Свободная от Печали

     Пусть все живые существа, подобные нам,
     Слышащие, произносящие или помнящие имя Победоносного,
     Совершающие простирания и подносящие дары,
     Живут долго и счастливо, не ведая печали,
     Пусть свет, источаемый Победоносным, наполнит радостью и счастьем ады.
     Не подвергаясь вредоносному влиянию духов,
     Пусть все мы будем умны, красивы и богаты,
     Живя в любви и согласии и не ведая болезней.
     Оставив этот мир, пусть все мы родимся из лотоса в чистой земле
     И наделённые всеми благими качествами, станем сосудом, достойным принять Учение Победоносных,
     Подобных Наивысшей Славе, Свободной от Печали, и порадуем Будд.

Мелодичный Океан Провозглашённой Дхармы

     Пусть все живые существа, подобные нам,
     Слышащие, произносящие или помнящие имя Победоносного,
     Совершающие простирания и подносящие дары,
     Всегда обладают верой и правильными воззрениями,
     Внимают звучанию Дхармы, обладая сокровищем бодхичитты.
     Во имя процветания да отбросим мы скверны,
     Пусть растёт наше благосостояние, пусть сердце наполнится любовью, а жизнь будет долгой и насыщенной.
     Оставив этот мир, пусть все мы родимся из лотоса в чистой земле
     И наделённые всеми благими качествами, станем сосудом, достойным принять Учение Победоносных,
     Подобных Мелодичному Океану Провозглашённой Дхармы, и порадуем Будд.

Восхитительный Владыка Ясного Знания

     Пусть все живые существа, подобные нам,
     Слышащие, произносящие или помнящие имя Победоносного,
     Совершающие простирания и подносящие дары,
     Неприкаянные, откажутся от злонамеренности и познают достаток,
     Идущие опасной тропой, ведущей в низшие миры, обретут десять добродетелей,
     Попавшие в зависимость от других, обретут полную свободу,
     Пусть все существа живут долго, слышат имена Будд и творят добро.
     Оставив этот мир, пусть все мы родимся из лотоса в чистой земле
     И наделённые всеми благими качествами, станем сосудом, достойным принять Учение Победоносных,
     Подобных Восхитительному Владыке Ясного Знания, и порадуем Будд.

Гуру Медицины, Владыка Лазурного Света

     Пусть все живые существа, подобные нам,
     Слышащие, произносящие или помнящие имя Победоносного,
     Совершающие простирания и подносящие дары,
     Станут отмечены благородными знакамии признаками,
     Пусть не истощаются свет, рассеивающий тьму, благодать мудрости и искусные средства,
     Пусть все, кого влекут ложные и малые пути, взойдут на путь Махаяны и украсят себя обетами.
     Пусть минует нас боль смерти, пусть будут совершенными и не ведают болезней наши тела,
     Пустьмы обретём всё, в чём нуждаемся.
     Пусть разочаровавшиеся и лишившиеся сил обретут мощь решимости,
     Да минуют нас западни Мары и неправильные воззрения.
     Пусть те, кого истязают правители, познают блаженство,
     Пусть те, кто спасаясь от голода, добывает себе пропитание творя злодеяния, утолят его пищей добытой в согласии с Дхармой.
     Пусть исчезнут муки жары и холода,
     Пусть исполнятся все желания,
     И следуя нравственности, радующей арьев, пусть все мы достигнем, освобождения.
     Оставив этот мир, пусть все мы родимся из лотоса в чистой земле
     И наделённые всеми благими качествами, станем сосудом, достойным принять Учение Победоносных,
     Подобных Гуру Медицины, Владыке Лазурного Света, и порадуем Будд.