Выставка работ Анны Артемьевой



Махадев Шива

Об индуистском божестве Шиве известно много. В буддийском учении он почитается как Защитник Дхармы, но сведений о нем мало. Среди историй 84 Махасиддх древнеиндийской буддийской тантрической традиции есть рассказ о рыбаке Минапе, который получил посвящение и наставления от Махадева Шивы. Вот рассказ о нем:


Рыбака Минапу, жившего в Северной Индии, учил Махадева. Минапа pыбачил в океане Ита в Камарупе и продавал улов на базаре. Однажды огромная рыба попала на крючок и утащила его в воду. Развернувшись, она проглотила рыбака, но он не умер — такова была его карма.

В это время богиня Ума (Парвати) спрашивала Махадеву о Дхарме. «Моя Дхарма — тайное учение, его нельзя открывать всем подряд, — ответил Махадева, — Давай сокроемся на дне океана, чтобы никто не слышал, и там я передам тебе учение».

И вот, рыба, проглотившая Минапу, случайно проплывала рядом с домом на дне океана. К тому времени богиня Ума уже уснула от объяснений Махадевы, и когда он спросил ее: «Понимаешь?», Минапа ответил изнутри рыбы: «Понимаю!» Так ему удалось услышать всю Дхарму.

Когда все было уже объяснено, богиня проснулась и сказала:

— Господин, пожалуйста, продолжайте наставления.

— Я уже все рассказал! — удивился Махадева.

— Но я слышала только первую половину, а потом уснула.

— А кто же говорил «Понятно?»

— Это не я ­— я спала.

Махадева посмотрел вокруг и увидел, что рыбак внутри рыбы слышал Дхарму. Так как он уже стал учеником Махадевы, тот решил дать ему посвящение. Получив таким образом всё что необходимо для практики — и посвящение и наставления, Минапа медитировал в желудке рыбы двенадцать лет.

Однажды эту огромную рыбу поймали. Она была такая тяжелая, что рыбаки решили, что внутри неё драгоценности. Когда ей вспороли брюхо, оттуда вышел Минапа и рассказал свою историю. Все пришли в восхищение, когда прикинули, сколько времени и в каких условиях он работал с умом.

Став известным йогином, Минапа летал, не останавливаясь, по всей стране и, казалось, даже не касался земли. Однажды, когда он танцевал на камне, его ноги прошли сквозь гранит, как сквозь жидкую грязь. Он пел при этом:

  «Теперь, свободный от прошлой кармы, я полон радости, это радость Дхаpмы!
  Это и есть путь наивысших способностей;
  О, драгоценное чудо, мой ум!»

Так он пел в течении пятисот лет к радости всех живых существ. Он сохранил имя Минапа, другое его имя было Ваджрапада, а третье — Ачинта, «не заключенный в мысли». Он овладел сначала магическими способностями, но, не останавливаясь, двигался путем Дхармы. Минапа в своем теле ушел в ясный свет.


Карма Пунцог Ринпоче рассказал о Махадеве во время своих учений в Москве, в буддийском центре «Дзогчен Шри Сингха»:


Тот, кого называют Махешвара, Махадева и Шива – это все одно и то же божество. В текстах обычно говорится, что наполовину он проявляется как мирское божество, наполовину - как внемирское.

Во время одного из предыдущих Будд, которого звали Випашьин (тиб. Нампарзиг), было предсказано, что если Авалокитешвара проявится в форме Будды или Бодхисаттвы, это не принесет большой пользы живым существам. Если же он эманирует из себя горделивых мирских божеств, то это принесет великое благо. Поэтому Авалокитешвара и проявился в форме божества Махадевы. По сути своей Махадева является Авалокитешварой, внешне же он проявляется как мирское божество – Шива.

Однажды, когда Авалокитешвара пребывал в Самадхи «покорения-обуздания всех мирских и надменных существ», из его лба возникла эманация Махадевы, из правого плеча появился Брахма, из левого плеча Вишну, из глаз Солнце и Луна, из живота Варуна – божество воды, из языка богиня Сарасвати. Так Авалокитешвара проявил себя в виде мирских божеств, для того чтобы обуздать всех надменных существ Сансары.

Когда пришло время обуздать Махешвару, это деяние выпало Вайрочане, который пребывал в то время в Акаништхе. Для того чтобы подчинить Махешвару, Вайрочана мгновенно проявился в форме гневного божества – Хумкары. Шива бросил в него тысячу трезубцев, Вишну метнул в него тысячу чакр, Индра бросил тысячу ваджр, Картика бросил тысячу коротких копий и дротиков, а Брахма кинул в него тысячу палиц. Но как только они метнули все это оружие в гневное божество Хумкару, он мгновенно обратил его в пустоту. Затем он сбросил всех этих надменных божеств с вершины горы Сумеру, и как говорится в Адхисамбодхи Вайрочана Тантре, все они раскаялись в своих деяниях и поднесли раскаяние гневному Хумкаре.

Махешвара же с супругой не раскаялись в недобродетелях, которые они совершали прежде. Тогда Хумкара вынужден был попирать их своими ступнями. Под одной из его ног находился сам Махешвара, под другой – богиня Умадеви. Умадеви лежала на спине, Махешвара на животе. Только тогда они раскаялись в недобродетельных действиях и поднесли сердечную сущность своей жизненной силы.

Хумкара даровал посвящения этим двум божествам так, чтобы в будущем Махадева проявился как последний Будда этой Кальпы. Затем на Махадеву была возложена клятва, и он был назначен Защитником Учения. Говорят, что если практикующие Учение обращаются к Махадеве за помощью, то он дарует им богатство для практики. Более того, Махешвара относится к проявлениям Авалокитешвары, и если мы обращаемся к Махешваре, то он относится к нам с великой любовью и дарует нам все, что мы пожелаем.

Также, во времена Гуру Ринпоче, в пещере Асуров, Махешвара снова и снова являлся ему. Гуру Ринпоче даровал ему посвящение и взял с него клятву не причинять вреда живым существам. Именно поэтому существует много практик и ритуальных подношений, которые связаны с Шивой.