Выставка работ Анны Артемьевой





 

Буддагуптанатха



 
 
Буддагуптанатха
 
 

БУДДАГУПТАНАТХА

Буддагуптанатха – сиддха-йогин, живший в Индии в XVI-XVIIв., путешественник и учитель Таранатхи – величайшего историка Тибета. Он был выдающейся личностью, всю свою жизнь он посвятил практике Дхармы и вел жизнь бродячего йогина. Он пешком дошёл до Ирана, до Балха на севере Афганистана, центральноазиатского Кашгара, Мультана, Кабула, Хорасана, Бадахшана, Кушта и могулистанских земель. По морю он достиг юго-восточной Азии, в частности Индонезии, некоторых районов Бирмы и, возможно, Тайланда. Считается даже, что он добрался до лежащего у восточного побережья Африки Мадагаскара.

В юности Буддагуптанатха принадлежал к шиваистской традиции, известной как «натхи» или «горакнатхи». Натхи носили белые одежды и узнавались по «канпхате» – рассечённому уху с кольцом из слоновой кости, вдетому в мочку. У натхов были чрезвычайно развиты традиции паломничеств и учёности, они занимались разновидностью хатха-йоги, напоминающей тибетские тантрические традиции. Натховское воззрение на физическую и физиологическую структуру тела во многом схоже с тем, что описывается в буддийской тантре, с акцентом на «лунный» и «солнечный» каналы, капли-бинду и т.д. Таким образом, Буддагуптанатха начал свою духовную практику как йогин-горакнатх и в течение первых тридцати лет своей жизни обучался у гуру Тиртханатхи.

Когда же ему исполнилось тридцать лет, то, во время натховского паломничества в местечке Ратхор в Раджастане, у него было видение Ваджрайогини. Во время своего пребывания в Ратхоре, что в земле Мару, после того, как царские приближенные поднесли ему дары, он построил небольшую хижину из травы кути, и пребывал в ней в однонаправленном сосредоточении. Во сне ему вновь и вновь являлась Ваджрайогини, и уровень высшего ведения возрос в нём.

После этого, по-видимому, Буддагуптанатха начал разрывать свои связи с натховской практикой и стал буддистом. Он ходил в обоюдные, буддийско-индуистские, священные места и очень редко посещал исключительно натховские святыни. Но он не забросил свои прежние верования и никоим образом не пытался их как бы то ни было опровергать. Очевидно, он рассматривал их как естественную ступень к буддизму.

Ученик Буддагуптанатхи, тибетский ученый Таранатха, написал подробную биографию своего гуру. Он пишет, что тот мог всецело контролировать энергии своего тела, так, что когда он, бывало, сидел на морозных тибетских нагорьях, он обогревал учеников на два метра вокруг себя. Его тело было настолько лёгким, что горные дороги не представляли для него никакой трудности. Он мог прыгать вниз со скал без какого-либо ущерба для себя, просто планируя вниз, словно сухая змеиная кожа. Его милосердие превращало свирепых тибетских мастифов в болонок, которые приходили и лизали его тело, а вороны и их птенцы, садившиеся к нему на пальцы и колени, не улетали, даже когда он стряхивал их. Духи снабжали его пищей, и его ни разу не видели принимающим пищу смертных заодно со своими учениками-тибетцами.

Все эти сведения я привожу из статьи востоковеда Д. Тэмплмэна «Буддагуптанатха и последние дни традиции сиддхов в Индии», которую опубликовал один из моих знакомых. Биография этого йогина очень глубоко тронула меня, и я много думала об этом Учителе, его жизни и необыкновенных способностях. Если бы он тащил за собой свои плохие воспоминания, обиды, напряжения, он бы никогда не пришел к своей цели. Если бы он отвлекался на дорожные впечатления и останавливался в приятных местах из-за привязанности, он бы не прошел и десятой доли от своего пути. Поистине само описание его жизни это очень хорошее руководство для духовной практики!

К сожалению, у меня нет возможности нарисовать танки всех образов, которые возникают в моем воображении, но наброски не требуют много времени. Однажды перед моим внутренним взором проявился отчетливый образ Буддагуптанатхи, и я за несколько минут набросала его карандашом. Такие биографии выдающихся йогинов – основа моей собственной духовной практики. Этот набросок получился живым и легким, он напоминает мне о том вдохновении, которое появилось, когда я читала биографию Буддагуптанатхи, поэтому я поставила его у себя на алтаре, чтобы поддерживать свою практику.