Выставка работ Анны Артемьевой





 

Махакала Шанлон Дордже Дуддул в полный рост I


 
 
Махакала Шанлон Дордже Дуддул в полный рост I
 
 


Ваджрапани в Алакавати
Ваджрапани в Алакавати
 
 
Портрет Шанлона
Портрет Шанлона
 
 
Шанлон в полный рост
Шанлон в полный рост
 
 
Подношения Защитникам-Якшам
Подношения Защитникам-Якшам

Объяснения значения Махакалы Шанлона – главного Защитника
тибетской медицинской традиции.


Переданы Доктором Нидой Ченагцангом в Москве, 19 августа 2014 года, во время Посвящения Шанлона.


Махакала это Защитник. Защитник это что-то вроде телохранителя. Обычно у Защитников две основные функции. Первая это защищать нас от препятствий. Какие могут быть препятствия? В особенности активность медицинского Махакалы Шанлона это здоровье и благосостояние. Это значит, что этот Защитник охраняет нас от экономических трудностей, от препятствий к благосостоянию. Иногда экономические трудности это главная причина нашего стресса. Иногда у нас бывают проблемы с благосостоянием из-за того, что нам мешают какие-то демоны, которые забирают нашу удачу и чинят всяческие препятствия. По-тибетски мы называем их «Ко-Дре», т.е. демоны неудач. Это значит что у нас препятствия не из-за плохой кармы: всё вроде бы идет хорошо, у нас всё должно получиться, но почему-то не получается. Ко-Дре в основном создают препятствия к благосостоянию.

И еще есть препятствия для здоровья. Конечно, главные причины нездоровья это плохое питание, неправильный образ жизни, а также времена года. Но есть еще «Дон» - провокации. Это негативные энергии или вредящие духи, которые причиняют проблемы для здоровья. Шанлон нацелен на устранение и этих проблем тоже.

Есть несколько форм Шанлона. У одного из них в левой руке сосуд с нектаром бессмертия – это символ защиты нашего здоровья. А в правой руке у него драгоценность исполняющая желания, в особенности желания благосостояния. Есть Шанлон сидящий, стоящий и еще скачущий на лошади, для этих различных форм существуют разные практики.

Как я уже сказал, у Шанлона две главные функции – одна это защищать нашу обычную жизнь, в особенности благосостояние и здоровье. А вторая это защита нашего духовного пути. Когда мы занимаемся практикой, следуем духовному пути, у нас могут быть разнообразные препятствия.

Некоторые люди думают: – «зачем нам защитники? Почему бы Будде и Бодхисаттвам не защитить нас?» Будды и Бодхисаттвы защищают нас. Они проявляются как Защитники, специально чтобы защитить нас. Не надо думать, что Защитники отличны от Будд, что это что-то другое. Будды способны проявиться в разных формах, в соответствии с нашими нуждами. Например Авалокитешвара – Будда сострадания, проявляется как Будда Любви и Сострадания с двумя руками, с четырьмя руками, с тысячью рук, с одиннадцатью головами и тысячей глаз, одиночный, в союзе, белый, красный, желтый. Он проявляется во множестве форм, чтобы помогать нам. И еще он проявляется как гневный Будда – Хаягрива, специально для того, чтобы устранить негативные силы. И еще он проявляется как Махакала, в особенности как шестирукий Махакала, чтобы защищать Учения, практику и практикующих. Т.е. один Будда проявляет разные аспекты, в соответствии с нашими нуждами, а не в соответствии с тем, чего он сам желает.

Будды и Защитники бесчисленны. Если мы знаем, что одно может проявляться как множество, в соответствии с нашими нуждами, тогда мы не запутаемся в этом многообразии.

Шанлон - это медицинский Защитник. Он защищает «Четыре Тантры». Та форма, где он сидит на лотосе и держит драгоценность и сосуд с нектаром бессмертия, как раз защищает Четыре Тантры тибетской медицины. Другой, тот, который едет на лошади и стоящий Шанлон, защищают Юток Нинтиг. Чтобы защищать две эти традиции, два учения, он проявляет две разные формы. Итак, Шанлон это медицинский Защитник, вот почему он особенно связан с нашим здоровьем. Поэтому докторам, которые занимаются тибетской медициной, нужно делать его практику, чтобы помогать другим. Конечно для своих пациентов, которые страдают от болезней, мы делаем практики Будды Медицины, различные целительные практики, мантры и т.д., но иногда эти практики оказываются недостаточно сильны. Тогда мы должны делать для пациента практику Защитника. Защитники охраняют не только нас, но и наших пациентов от «Дон» – невидимых вредящих энергий, включая черную магию.

Слово «Шанлон» означает министр. Почему он так называется? Потому что Будда это Царь Медицины, Царь Врачевания, а Шанлон проявляется как министр Будды Медицины. Царю иногда надо отдыхать. В это время всю работу делает министр. Шанлон так занят, поэтому он ездит на лошади. Лошадь символизирует действие.

Будда Медицины в медицинской традиции проявляется как мирный Будда, а в гневной форме он проявляется как Хаягрива. Хаягрива это гневное проявление в медицинской традиции. А когда он проявляется как Защитник, то это Шанлон. То-есть, не нужно совсем разделять эти проявления.

В тибетской традиции множество Защитников. Некоторые из них это Кармические Защитники, а некоторые это Защитники Мудрости или, на санскрите «Джняна-Дхармапала». «Джняна» означает Просветленные, «Дхарма» означает Учение, «Пала» означает Защитник. «Джняна-Дхармапала» это Просветленный Защитник. Например, Шестирукий Махакала это Просветленный Защитник, потому что он – проявление Авалокитешвары. Также и Палдэн Лхамо это тоже Просветленная Защитница, потому что она – проявление Сарасвати, как гневной защитницы. Шанлон тоже Просветленный Защитник, потому что он – проявление Будды Медицины.

Когда Будда Шакьямуни говорил о медицине, он упомянул о Семи Буддах Медицины и с этого момента стала известна Сутра Будды Медицины. Манджушри записал этот текст. В то время, когда проявилась Сутра Будды Медицины, двенадцать Якшей сказали, что они будут защищать традицию Будды Медицины. С тех пор они стали защитниками Учения Будды Медицины. Якши - это духи или защитники, которые приходят из северного направления, из измерения Ваджрапани, из его Чистой Земли – Чанглочен (санскр. Алакавати). Поэтому наверху (над Шанлоном) вы можете увидеть Ваджрапани в его Чистой Земле. Все защитники богатства – Намсэ, Вайшравана, Дзамбала, все виды Дзамбалы – белый, красный, черный, Кубера – все они Якши. В тибетской традиции все Якши очень богатые, у них сиддхи богатства и они являются защитниками богатства. Но чтобы иметь богатство важно иметь хорошее намеренье. Мы знаем, что наша жизнь без денег не функционирует, нет баланса. В учении Дзамбалы о богатстве говорится: у нас может быть очень много всего – богатства, денег, но важно намеренье – зачем нам деньги. И использовать их правильным образом. Многие богатые люди, у которых много денег, приносят пользу обществу. Это значит, что у них есть богатство и они знают, как им правильно распорядиться. В тибетской традиции отношение к деньгам таково, что их можно зарабатывать, можно их иметь, но с хорошим намереньем, использовать их позитивным образом. Тогда, если у вас есть деньги, вы счастливы с ними. Потому что некоторые люди столь богаты, но при этом столь запутанны. На материальном уровне они очень богаты, но их ум очень беден. Это значит – нет баланса. Если у вас хорошее намеренье для вашего бизнеса, для денег, для всего, то в уме тоже будет богатство. Вы достигаете баланса между своим умом и деньгами. Тогда это хорошо. Если мы утрачиваем этот баланс, то это опасно.