Выставка работ Анны Артемьевой





 

Зеленая Тара IV



 
 
Зеленая Тара IV
 
 


Центральный фрагмент танки
Центральный фрагмент танки
 
 
Лик Тары
Лик Тары
 
 
Небо Тары
Небо Тары
Лотосовое поле Тары
Лотосовое поле Тары
 
 
Орнаменты на одежде
Орнаменты на одежде
 
 
Танка в обшивке
Танка в обшивке

Из текста «Золотые четки Тары». Автор Таранатха


Раздел «Происхождение Тары»


Множество веков назад в мировой системе, называемой Вишвапрабха, явился Будда, известный под именем Бхагаван Татхагата Турья. В те времена жила также дочь царя, принцесса по имени Джняначандра, обладавшая величайшим почитанием учения Будды. В течение тысяч мириадов лет она совершала пуджу для Будды и его окружения, состоявшего из безмерной сангхишраваков и Бодхисаттв. Исполняя эти пуджи, каждый день готовила она подношения, мерой равные по ценности такому количеству драгоценных камней, которые потребовались бы для заполнения без промежутков пространства, протянувшегося на две йоджаны во всех десяти направлениях. Завершив эти безмерные подношения пуджи, она породила мысль Просветления.

В то время обратились к ней Бхикшу: «Благодаря благотворным корням ваших заслуг вы должны родиться в теле мужчины. Согласно нашему учению, если вы даёте непоколебимое обещание завершить ваши благие деяния, то это, несомненно, будет достигнуто». Говорят, что они много раз обращались к ней с такими речами.

И, наконец, царственная принцесса ответила им на это предложение: «В действительности, нет перерождения, нет "Я", нет личности. Эти наименования: "мужчина" и "женщина" пусты. Они вводят в заблуждение только глупцов, поглощённых земной жизнью». Сказав так, она затем дала такой обет: «Тех, кто стремится достичь просветления, опираясь на рождение в теле мужчины – множество. Но очень мало тех, кто трудится на благо живых существ в теле женщины. Поэтому, пока сансара не будет исчерпана, я буду трудиться ради блага живых существ в женской форме».

Затем, в течение тысяч мириадов лет, она пребывала в царском дворце и в своём поведении использовала искусные методы относительно пяти чувственных удовольствий, [избегая попадания в их ловушку]. Поскольку она медитировала, пребывая в самадхи, она достигла такого терпения, при котором дхармы больше не возникают, и реализовала самадхи, называемое «спасение всех существ». Благодаря силе реализации этого самадхи каждое утро она освобождала от мирских мыслей сотни тысяч мириадов живых существ. И пока они сами не утверждались в этом терпении, она не принимала никакой пищи. Каждый вечер она таким же образом освобождала такое же число живых существ. Поэтому её стали называть Тара – «Та, которая спасает».

Затем, Татхагата Турья изрек такое пророчество: «В то время, когда она достигнет проявления Непревзойдённого Просветления, она станет зваться единственным именем Тара Дэви».

Впоследствии, в кальпе, называемой Вибудха-вистара, во времена пребывания Татхагаты Амогасиддхи, она дала обет хранить и защищать от вреда всех живых существ, населяющих бесчисленное количество миров в десяти направлениях. С тех пор она пребывала в равновесии ума, в самадхи, которое полностью подавляет всех Мар. Каждый день в течение девяноста пяти кальп она укрепляла в медитации сотни тысяч мириадов владык различных существ. И подобным же образом, каждый вечер она обращала сотни тысяч мириадов владык среди Паранирмитавайварти Дэвов, а также среди самих Мар. После этого её стали называть Тара, Ямуна и Правира.

Затем, в кальпе, называемой Асанга, жил Бхикшу по имени Вималапрабхаса. Благодаря тому, что он получил посвящение лучами света Великого Сострадания, исходящего от всех Татхагат десяти направлений, он стал Арья Авалокитешварой. Впоследствии посвящение Великого Света, сущность которого есть мудрость всеведения, было даровано ему всеми Татхагатами Пяти Семейств. От слияния этих двух светов, первого и второго (то есть, сострадания и мудрости), как от отца и матери, родилась Тара Дэви. Выйдя из сердца Авалокитешвары, она исполнила намерение всех Будд и защитила живых существ от восьми великих страхов и шестнадцати меньших страхов.

После этого, в кальпе, называемой Махабхадра, она учила Дхарме, ведя непрекращающуюся проповедь.

Затем, в кальпе, называемой Асанка, получив дающее правомочность посвящение от всех Татхагат десяти направлений, она стала Матерью, рождающей всех Будд. Эти Будды наполнили прошлое с безначальных времён.

Раздел «Защита от шестнадцати страхов»


1. Защита от страха врагов:

В Одвише жил однажды кшатрий, который заснул в парке и, когда проснулся, оказалось, что он окружён тысячью вооружённых вражеских воинов. Ему было совершенно некуда укрыться. Но всё же он слышал ранее, что существует источник защиты от всех шестнадцати страхов, именуемый Тарой. Зародив мысль найти в ней Прибежище, он громко вскричал это имя «Тара!» и мгновенно при произнесении этого имени наша Владычица сама появилась в небесах перед ним. Могучим порывом ветра, поднявшимся из-под её ноги, она прогнала воинов и, как говорят, что они вернулись на свою родину.

2. Защита от страха перед львами:

Жил однажды дровосек, который отправился в лес, где столкнулся с голодной львицей, которая собралась съесть его. Схватив его в пасть, львица притащила его к своему логову. Объятый ужасом, он горячо молился Таре. Тут же перед ним появилась женщина, одетая в юбку из листьев. Она вытащила его из пасти львицы и отпустила его невредимым на городской площади.

3. Защита от страха перед слонами:

Однажды двенадцатилетняя деревенская девочка отправилась в лес собирать цветы. Ей встретился бешеный слон по имени Кхуни. Он схватил её хоботом и стал бить её бивнями. Она вспомнила святое имя Тары и от всего сердца взмолилась нашей Владычице. Слон стал послушен ей, и опустил её невредимой на высокий уступ скалы. Он протрубил хоботом, приветствуя её, и, кроме того, посадив её себе на спину, доставил её на рыночную площадь города. Затем он сделал то же самое у места собраний, у храма и у ворот царского дворца. Царь подумал про себя: «Эта девушка обладает огромными заслугами» – и решил сделать её своей царицей.

4. Защита от страха перед огнём:

Жил однажды домохозяин, у которого был недоброжелатель. Раз ночью его враг поджёг его дом и убежал. Домохозяин оказался окруженным пламенем. Он воззвал с мольбой: «Тара! Тара!» Тут же над его домом появилось красивое тёмное облако, и, благодаря дождю, пролившемуся над его домом на целую сажень в глубину, огонь был полностью потушен.

5. Защита от страха перед ядовитыми змеями:

Жила однажды в большом городе одна проститутка, которой богатый купец дал ожерелье из пятисот жемчужин. В полночь, желая отправиться в дом купца, она покинула свои покои. Идя по дороге, она случайно ухватилась за ветку акации. А вокруг этого дерева обвилась ядовитая змея, которая метнулась к женщине и охватила кольцом её тело. Но одно только воспоминание имени нашей Владычицы Тары превратило эту ядовитую змею в цветочную гирлянду. Семь дней было это украшение на женщине, а затем змея, став белой и неядовитой, покинула её и погрузилась в реку.

6. Защита от страха перед разбойниками:

В стране Гуджиратха, в месте, называемом Бхарукаччха, жил очень богатый купец. Нагрузив множество тяжёлых тюков с товарами на тысячу верблюдов и пятьсот волов, он отправился в страну Мару. Но по дороге ему встретилось пустынное и глухое место, населенное тысячью разбойников. Обе стороны дороги были покрыты кровью, мясом и костями всех тех купцов, которые попали сюда раньше и были убиты. Сотни тысяч купцов были посажены на кол. Эти разбойники были подобны ракшасам, поедающим человеческое мясо. Купец очень испугался и, поскольку у него не было никакой другой защиты, он громко взмолился Таре. В то же мгновение чудесным образом появились бесчисленные отряды воинов, тесно сомкнувших свои ряды, которые в действительности были эманациями Тары. Хотя они преследовали разбойников на большом расстоянии, не было ни убитых, ни умирающих. Все следы этих разбойников исчезли из той местности. Купец благополучно продолжил свой путь, а затем невредимым вернулся к себе домой в Бхарукаччху.

7. Защита от страха попасть в плен:

Жил однажды вор, который через маленькое отверстие пробрался в сокровищницу царя. Найдя там сосуд, полный вина, он выпил его и, опьянев, заснул. Слуги царя нашли его там и схватили. Его бросили в темницу, связали верёвками и подвергли разным мучениям. У него совершенно не было никакой защиты. Но, поскольку он горячо молился Таре, с небес спустилась птица с хохолком пяти цветов и освободила его от уз. Кроме того, дверь темницы открылась сама собой. Обнаружив, что свободен, он вернулся на родину.

Затем во сне ему явилась женщина, убранная прекрасными украшениями. «Если ты помнишь проявленную мной доброту, ты и твои товарищи должны бросить своё воровское ремесло». Услышав её слова, этот вор вместе со своей шайкой из пятисот человек отрёкся от воровских дел и вместо этого стал стремиться совершать благие деяния.

8. Защита от страха перед волнами океана:

Жили однажды пятьсот купцов. Они отправились на юг, к острову драгоценных камней. Наняв три больших корабля и, взойдя на них, они пустились в плавание. Они наполнили этими драгоценными камнями первый корабль и затем продолжили свой путь. Прибыв на остров сандаловых деревьев, они наполнили сандаловым деревом второй корабль. После этого они хотели вернуться на родину. Но владыки богатств океана рассердились, они наслали сильнейший ветер, из-за которого корабли сбились с курса. Океан окрасился в различные цвета, бушующие волны обрушивались на них.

Несмотря на то, что эти купцы целый день молились Брахме, Вишну, Ишваре, Чандре, Сурье, Кубере и другим богам, лучше не становилось. Верёвки, связывающие паруса, порвались, и два судна с грузом драгоценных камней потерялись в море, а самый большой корабль стал тонуть. Но поскольку на корабле был один буддийский упасика, он воззвал к Таре и громким голосом читал её мантру из десяти букв. Море тут же успокоилось. Корабль, снова поднявшись на поверхность, вернулся на Джамбудвипу после одной ночи пути. Кроме того, корабли с грузом драгоценных камней и сандалового дерева были пригнаны ветром туда же и встретились там в одно время.

9. Защита от страха перед людоедами:

Однажды жили несколько питающихся подаянием шраваков, обитавших в храме, в восточной стороне. Ночью всякий бхикшу, выходивший на прогулку за стены храма, бывал убит. Из-за этого собрание шраваков в храме постепенно уменьшалось. Однажды ночью один шраманера вышел в сад. Тут перед ним появился безобразный людоед, чёрный, с оскаленными клыками, и схватил его за голову. Приверженцы махаяны воскликнули: «Пусть та, что зовётся Тарой, защитит нас от восьми страхов!» Этот шраманера, в отчаянии надеясь найти прибежище в Таре, вскричал громко её имя «Тара!», после чего появилась чёрная богиня с мечом в руке. Она пригрозила людоеду и злодей стал просить прощения у шраманеры. Из-под земли он извлёк железный сосуд, полный жемчуга, и вручил его монаху. Благодаря этому вред, нанесённый храму, уменьшился.

10. Защита от страха проказы:

Жил однажды один ачарья среди брахманов в стране Кумаракшетра, который вследствие своей кармы был поражён проказой. Поскольку он ходил там и сям, от одного человека к другому, то заразил около пятисот брахманов этой ужасной болезнью. Даже их родственники и местные врачи отказались от них. Преступив обычай ритуальной чистоты, принятый среди брахманов, они питались остатками пищи и бродили, прося милостыню. Однажды на обочине дороги они увидели каменное изображение нашей Владычицы Арья Тары и уверовали в неё. Когда эти пятьсот брахманов стали молиться ей, с ладони изображения Тары стало стекать лекарство, и, очистив им свои тела, брахманы излечились от проказы. Кроме того, говорят, что тела их стали исключительно красивыми, как у Дэвов.

11. Защита от страха перед вредом, причинённым посланцами Индры:

Бог Индра – хранитель восточного направления, а посланцами ему служат гандхарвы. Они причиняют много бед своим воздействием. Например, они создают много препятствий Дхарме, хуля её и вызывая сумасшествие. Вот рассказ об обретении защиты от них:

Жили однажды пятьсот шраваков-бхикшу, занимавшихся созерцанием в лесу, в стране Матхура. Все они соблюдали благое поведение. Тем не менее, как-то раз среди них появился посланец Индры. Некоторым он явился в виде брахмана, другим в виде женщины, а ещё другим в виде бхикшу. Временами казалось, что он обладал множеством различных обликов, принимая, например, внешность якши или разъярённого льва, или слона, или зверя шарабха, наводившего ужас на каждого. Он пытался смутить их, временами то угрожая, то восхваляя. Некоторые бхикшу потеряли память, а другие совершенно обезумели. Некоторые отказались от благого монашеского поведения и проводили время в пении и танцах.

Однако среди них был один бхикшу, который распознал зло, причинённое одержимостью этим бхутой, и громко воскликнул: «О Тара! Защити нас от всех ужасов!» Он был уверен, что от этого наступит облегчение. Написав: «Этот лес принадлежит Тара Дэви», он укрепил этот знак на поляне. После этого весь этот ужас сам собой пошёл на убыль, и все бхуты, поклоняясь Тара Дэви, приняли махаяну.

12. Защита от страха бедности:

Жил однажды очень бедный брахман. Поставил он на узкой тропинке каменное изображение Тары и поведал ей всю историю своих несчастий. Когда он спросил её, что ему делать, она указала ему на землю близ ступы. «Твоя судьба найти сокровище», – сказала она. «Кроме того, поскольку такова твоя судьба, ты получишь много золотых сосудов, полных жемчуга, и много серебряных сосудов, полных драгоценных камней. Это отведёт беду бедности от твоей семьи на семь поколений».

Этот бедняк, который стал земледельцем, горячо молился и повторял имя нашей Владычицы Тары. Явилась ему женщина, одетая в листья, и предсказала: «Иди на восток». Он последовал её совету и, когда он лежал на песчаном бархане, его пробудил ото сна перезвон колокольчиков. Он увидел зелёного коня, украшенного маленькими колокольчиками, который рыл песок копытом. После чего конь быстро куда-то умчался. Он пошёл по следам, оставленным копытами коня и сначала обнаружил ворота из серебра, а затем одни за другими ворота, сделанные из семи различных драгоценных материалов, таких как золото, хрусталь, вайдурья и так далее. Все они открывались перед ним. Через эти ворота он прибыл с страну, подчиненную Потале, где стал принцем среди множества асуров и нагов, обитавших там и предававшихся бесчисленным наслаждениям и чувственным удовольствиям. В конце концов, через туннель в земле он вернулся на свою родину. Говорят, что его потомки в трёх поколениях были царями.

13. Защита от страха разлуки с друзьями:

Жил некогда один брахман, обладавший огромным богатством и множеством друзей. Но из-за эпидемии лихорадки вся его родня умерла, включая жену, сына и родственников жены. Он сам был поражён горем и он отправился в паломничество в Варанаси. Поскольку в это же место прибыли и буддисты – упасики, чтобы устроить большой праздник в честь Тары, он услышал о величии Тары. Он молился ей и подносил пригоршни цветов. Благодаря этому, когда он вернулся с праздника, случилось так, что он получил в качестве невесты дочь царя Джаячандры и впоследствии стал владыкой этой станы. Он воздвиг сто восемь храмов, посвящённых Таре, и [открытие] каждого из них [стало] большим праздником [для] буддистов.

14. Защита от страха перед царским наказанием:

В стране, называемой Айодхья, жил когда-то один домохозяин, обладавший великим богатством и властью. Однажды он попал в немилость к царю этой страны. Когда домохозяин добился приёма у царя и вошёл в тронный зал, приближённые царя обманули его и прогнали. После этого он бежал в Тирахути, а потом странствовал по области Чампурна. Царь Айодхьи послал за ним четырёх воинов, они связали бедного домохозяина и доставили его обратно в Айодхью. Он обратился к нашей Владычице Таре и горячо молился ей, вследствие её благословения, когда он поставил ногу на порог тюрьмы, тот превратился в золото. Когда его бросили в темницу, пролился дождь из жемчуга. И, наконец, когда собрались посадить его на кол, этот кол превратился в ствол дерева манго, украшенный плодами и цветами. Все, включая царя, преисполнились изумления. «Если он обладает такими великими заслугами, а мы казним его, то что же с нами будет?» – спрашивали они. Домохозяин был освобождён и назначен министром царя.

15. Защита от страха перед падением метеоритов:

В стране Бхангалажил некогда один упасика, который однажды отправился осмотреть границы своих полей. На краю дороги было изображение якши, через которое он нечаянно переступил и отправился дальше. Но якша крайне рассердился на него за это. Ночью, когда упасика находился в своём доме, с неба упал двадцать один пылающий метеорит. Однако, благодаря тому, что он вспомнил Арья Тару, эти пылающие куски метеоритного железа превратились в цветы. Сам упасика, его жена, сын и все его имущество никак не пострадали, а метеориты вернулись на своё место. Говорят, что благодаря проявленной им ранее щедрости по отношению к пятистам хранителям Видьямантр, суть реализации проявилась исключительно быстро.

16. Защита от страха несчастья:

Жил однажды домохозяин, который, взяв с собой своё добро, отправился в другую страну, чтобы приобрести землю у местного царя. Итак, он поручил своё имущество другу и взошёл на большой корабль, отплывавший в море. В течение многих лет он странствовал среди островов в море, но не достиг никакого особенного благосостояния. Однажды ветер пригнал корабль к острову, называемому Малакха. На этом острове было сандаловое дерево, которое можно было брать, сколько захочешь. Нагрузив свой корабль сандалом, он поплыл прочь. Во время этого плавания огромный Макара, по имени Маччхи, проткнул корпус корабля своим железным рылом. Домохозяин спасся, ухватившись в воде за доску, его долго носили волны и он возвратился в Джамбудвипу нищим.

Впоследствии его друг, которому он поручил присматривать за своим имуществом, пытался убить его. Однако, когда этот друг был в дороге, его покусал тигр, и стало известно, что он умер. Тем не менее, поскольку домохозяин нигде не добился успеха, он очень страдал. Однажды, когда он находился в таком подавленном состоянии ума, другой друг посоветовал ему уверовать в Тару и молиться ей.

После молитвы в сновидении он получил такой совет: «Ты должен отправиться к берегам реки Синдху. Здесь ты добьёшься желаемого успеха». Он поступил соответственно и близ реки Синдху нашёл всё сандаловое дерево, которое было на его корабле и затонуло в океане. После этого, придя к месту смерти своего бывшего друга, он приказал: «Вернуть богатство, которое я некогда доверил другому!» – и он получил его. И, наконец, прибыв на свою родину, он поднёс царю небольшую часть своего сандалового дерева, и в ответ царь одарил его пятью главными городами.