Выставка работ Анны Артемьевой





 

Юмка Дечен Джалмо -
Царица Великого Блаженства


 
 
Юмка Дечен Джалмо - Царица Великого Блаженства
 
 


Гуру Пема Джунне
Гуру Пема Джунне
 
 
Со страстной улыбкой преданно взирает
Со страстной улыбкой преданно взирает
 
 
Небеса Юмка Дечен_1
Небеса Юмка Дечен_1
 
 
Небеса Юмка Дечен_2
Небеса Юмка Дечен_2
Лик Юмка Дечен
Лик Юмка Дечен
 
 
Пламя страсти Юмка Дечен
Пламя страсти Юмка Дечен
 
 
Хрустальные горы Юмка Дечен_1
Хрустальные горы Юмка Дечен_1
 
 
Хрустальные горы Юмка Дечен_2
Хрустальные горы Юмка Дечен_2
 
 
 
 
Лотосовые поля Юмка Дечен
Лотосовые поля Юмка Дечен
 
 
Подношения и лотосы Юмка Дечен
Подношения и лотосы Юмка Дечен
 
 
 
 

Размер танки 88х62 см.


Юмка Дечен Джалмо – это форма Дакини Еше Цогьял, супруги Гуру Падмасамбхавы, практика которой находится в терма Джигме Лингпы «Лончен Нинтик».

Для того чтобы написать эту танку, мне нужно было получить наставления у Учителя Дзогчен Кхенпо Чога Ринпоче. Готовясь к встрече с ним, я нарисовала несколько эскизов в традиционном тибетском стиле, с традиционными пропорциями фигуры и еще напечатала фотографии старых танок Еше Цогьял Юмка Дечен. Но Чога Ринпоче всё забраковал, потому что традиционные тибетские стандарты красоты его больше не вдохновляют, ведь он много лет прожил в США. На старинных тибетских танках Юмка Дечен обычно изображают с пышным бюстом, осиной талией и широкими, округлыми бедрами. Ринпоче сказал мне: «Пышных грудей рисовать не надо – это выглядит как будто грудь накачана силиконом, толстые бедра как у старых американок тоже не надо. Ты должна нарисовать пропорциональную, хорошо сложенную, красивую женщину, с длинными, стройными ногами, как американская фотомодель!»

Юмка Дечен 1
 
Юмка Дечен 2
 
Юмка Дечен 3

Лица на старинных танках Чога Ринпоче тоже не понравились: «На одной лик слишком мрачный, на другой улыбка слишком гневная, на третьей слишком круглые глаза, а на четвертой вообще нарисована некрасивая женщина! Улыбка у Юмка Дечен должна быть страстная, радостная и одновременно милосердная – так она взирает на своего Учителя и Супруга – Гуру Ринпоче, и на всех живых существ. Чога Ринпоче показал, как должна улыбаться Еше Цогьял и я постаралась запомнить эту улыбку. Юмка Дечен за пределами времени, она всегда юная, она всегда в блаженстве. Кто увидит улыбку Юмка Дечен, тот получит благословение Великого Блаженства и никогда не останется в океане страданий, потому что она полностью пробуждена, она – Высшее Прибежище.

Поскольку разговор этот происходил во время новогоднего ретрита в Москве, вокруг было много народу, Ринпоче указал мне на одну красивую девушку, которая там была и сказал: «Вот – Юмка Дечен должна быть красивая, обаятельная и вдохновляющая, как эта девушка!» Впоследствии мне пришлось встречаться с нею и приглашать её на фотосессию. Я попросила её войти в образ Юмка Дечен, принять её позу, сделала фотографии и написала танку по этим фото.

В отношении окружения Еше Цогьял Чога Ринпоче ничего особенного не сказал, кроме того, что она должна находиться в ореоле пламени, поэтому здесь я была свободнее и написала как могла себе представить пространство Юмка Дечен – Царицы Великого Блаженства, чтобы весь антураж соответствовал ей – поля лотосов, хрустальные горы, радужные облака.

Я никогда не начинаю с плотного, яркого цвета, наоборот, я начинаю с прозрачного, самого легкого оттенка и постепенно уплотняю цвет слой за слоем. Таким образом я стараюсь достичь плавных переходов цвета. Небо и облака на танке Юмка Дечен нарисованы именно так. Эта техника очень трудоёмкая, она требует больших затрат времени. Чтобы добиться таких плавных переходов цвета нужно приложить много усилий, но это себя оправдывает, потому что живопись получается очень яркой, живой, легкой и свежей.

Далее я привожу отрывок из устных наставлений Кхенчен Палден Шераб Ринпоче, когда-то он давал комментарий на практику Юмка Дечен Джалмо:

В центре дворца великого блаженства находится лотос за пределами концепций. Он тоже проявление великого блаженства и мудрости. Этот прекрасный лотос красного цвета имеет тысячу лепестков. На лотосе солнечный диск, а на нем стоит царица Дакини – Еше Цогьял. Она стройная, с улыбающимся ликом. Её великая страсть, любовь и сострадание ко всем живым существам представлена здесь не в грубой или гневной форме, её любовь и сострадание выражает нежная и мирная улыбка. Юмка Дечен обнажена, она носит украшения из костей и цветов, у неё блестящие черные волосы, часть её волос завязана в узел на макушке, остальные ниспадают на плечи, а её драгоценное головное украшение ярко сияет, это украшение – драгоценность, исполняющая желания. У Еше Цогьял три глаза. Один лик означает одну истинную природу, две руки – две истины, две ноги – сансара и нирвана. Дакини мудрости это воплощение и владычица сансары и нирваны. Волосы, завязанные в узел на макушке, означают истинное осознавание – союз мудрости и мастерских средств. Волосы, ниспадающие вниз – великое сострадание, распространяющееся на всех живых существ. Её поза, движение вперед, символизирует её работу день и ночь на благо всех живых существ. Она стучит в дамару, пробуждая всех живых существ от неведения, изогнутым ножом она отсекает все привязанности и цепляния каждого существа. Её нагота означает истинную природу, которая ничем не омрачена. Различные украшения символизируют разные способности и мастерские средства. Здесь нет ничего бессмысленного – каждый жест, каждое украшение это объект прибежища, который является средством достижения просветления.

В пространстве над головой Еше Цогьял мы созерцаем Гуру Падмасамбхаву в полугневной форме. Он проявляется как Ачарья, это санскритское слово переводится как мастер, еще одно значение слова Ачарья – йогин. В Тибете так называют ученых мастеров очень высокого уровня реализации. Гуру Падмасамбхава белого цвета, улыбающийся, молодой, выглядит полугневным, т.е. с несколько округленными тремя глазами, у него длинные, частично завязанные на макушке, частично ниспадающие волосы. Он в облачении херуки, стучит в маленький барабан – дамару, и звенит в колокольчик. Ачарья сидит в ваджрной позе прямо над головой Еше Цогьял, посреди радуги, излучаемой телом Дакини мудрости. Мать всех Будд – Дакини мудрости Еше Цогья не проявляется независимо, сама по себе, наоборот, она неотделима от искусных средств – Гуру Падмасамбхавы. Искусные средства и мудрость всегда в союзе, эти два аспекта всегда естественным образом вместе. Юмка Дечен представляет мудрость, искусные средства тоже всегда вместе с ней. Искусные средства следуют за мудростью, а мудрость – за искусными средствами.