Выставка работ Анны Артемьевой





 

Мандала Ваджрного Танца I



 
 
Мандала Ваджрного Танца I
 
 


Намкай Норбу Ринпоче
Намкай Норбу Ринпоче
 
 
Самантабхадра
Самантабхадра
 
 
Джняна Дакини Сангва Еше
Джняна Дакини
Сангва Еше
Гуру Гараб Дордже
Гуру Гараб Дордже
 
 
Дакини Лэки Вангмо
Дакини Лэки Вангмо
 
 
Гуру Падма Херука в союзе с Дакини Мандаравой
Гуру Падма Херука
в союзе с Дакини
Мандаравой
Дакини Гомадэви
Дакини Гомадэви
 
 
Паво и Памо танцуют
Паво и Памо
танцуют
 
 
Аукцион на о. Маргарита. Май 2008 г.
Танка на аукционе.
о. Маргарита,
Венесуэла.
Май 2008 г.

Эта танка изображает Линию Передачи Учения о Танце Ваджра.
Размер танки 63х43 см.

Схема танки Линия Передачи Учения Танца Ваджра идет от изначального Будды Самантабхадры. От него этот метод получила Дакини Мудрости Сангва Еше и передала его Учителю Гарабу Дордже, а тот передал Дакини Лэки Вангмо.

О Сангва Еше и Гарабе Дордже есть много информации и её легко найти, поэтому нет необходимости пересказывать. А о Дакини Лэки Вангмо почти ничего не известно, в традиции Нингма есть сведения, что она Владычица Действия, что следует из её имени, и является держательницей и хранительницей различных учений. Однако Лэки Вангмо не охранитель, а Дакини Самбхогакаи. Когда я писала танку, у меня не было возможности расспросить о ней держателя Линии – Намкая Норбу Ринпоче, поэтому я спросила у Доктора Ниды. Он сказал, что Лэки Вангмо белого цвета. Позднее я видела фотографию танки Линии Передачи Танца Ваджра, написанной Гленом Эдди. У него Лэки Вангмо красная.

Лэки Вангмо передала Учение о Танце Ваджра Дакини Гомадэви, а от неё Танец получили Гуру Падмасамбхава и Мандарава. На танке Гуру Падмасамбхава изображен в форме Падма Херуки в союзе с Дакини Мандаравой. В древности практикующие использовали метод Песни Ваджра и Танца Ваджра, но позднее эта традиция была утеряна. Намкай Норбу Ринпоче заново открыл этот метод, получив его во сне от Дакини Гомадэви и восстановил эту традицию. Ныне множество его учеников разучили Танец Вджра и используют его в своей практике. Такое описание Линии Передачи Танца Ваджра объяснила инструктор по Танцу Ваджра в Дзогчен общине Адриана Дель Борго.

Мною написано 2 варианта этой танки для разных людей, но линия передачи одна и та же, отличия только в композиции. Нынешний держатель линии передачи Намкай Норбу Ринпоче изображен сидящим рядом с «Карра» - особой Мандалой для Танца, на которой танцуют Паво и Памо, т.е. йогин и йогини. Они изображены в костюмах для Танца, описание которых Намкай Норбу Ринпоче также получил во снах. На одном из вариантов танки перед Учителем изображена Дакини подношений и еще множество разнообразных подношений, таких как подношения пяти объектов чувств, восьми благих символов, восьми вещей приносящих счастье и семи драгоценных украшений. Обо всех этих предметах можно узнать в книге Лодэн Шераб Дагьяб Ринпоче «Буддийские символы в тибетской культуре».

Некоторые персонажи из Линии передачи Танца Ваджры малоизвестны и информации о них почти нет.

Вот сведения о Дакини Лэки Вангмо (санскр. Кармешвари), которые мне удалось найти:

В книге «Посвящение и путь Освобождения» Целе Нацог Рангдрола говорится:

В школе Нингма Лэки Вангмо известна также под именами: Дакини Тайная Мадрость (Сангва Еше, Гухьяджняна), Обретение Солнца и Луны (Нида Нгодруб), Сукхасиддхи, когда она передает практику отсечения, Кунгамо, Карма Индранила.

Краткий рассказ о Лэки Вангмо содержится в Коренной Тантре Ваджракилаи (тиб. rDo rje phur pa rtsa ba`i rgyud kyi dum bu), также я дополнила его по книге Цултрим Аллионе «Женщины мудрости»:

Лэки Вангмо жила в Восточной Индии, в пещере и была полностью посвященной монахиней, но давала и учения Ваджраяны. Гуру Ринпоче, воспринял ее истинную природу как Ваджраварахи и пошел, чтобы попытаться получить учения от нее. Он сказал себе: "На кладбище Шитавана есть дакини по имени Сукхачакра (bDe-ba'i 'khor-lo, Колесо Блаженства) – преданная ученица Шри Ваджракумары. Прибыв туда, он встретил служанку Лэки Вангмо, набиравшую воду в колодце. Он сделал шаг назад – и кувшин с водой оказался прикованным к земле. В ответ она сказала: «Поскольку ты показал чудесную силу, я покажу тебе кое-что». В этот момент кончиком указательного пальца она раскрыла свою грудную клетку и явила тройную мандалу Ваджракилайи в своём сердце.

Ошеломлённый чудесным деянием служанки дакини, он произнёс: «Меня действительно непреодолимо тянет вперёд», и последовав за ней, прибыл к дакини. Расплавив его своим пристальным взглядом, дакини превратила его в слог ХУМ, который она затем втянула в свою ноздрю. Пробыв на протяжении одной ночи внутри головы дакини, он испытал великое блаженство. В это время она даровала ему посвящение сосуда, в результате чего его тело очистилось от всех загрязнений, и он достиг кайасиддхи, телесного совершенства. Таким образом он обрёл нирманакаю.

В течение второй ночи он пребывал в горле дакини, и она даровала ему тайное посвящение. Таким образом, загрязнения его речи были очищены, и он достиг ваккасиддхи, совершенство речи. Таким образом он обрёл самбхогакаю.

В течение третьей ночи он пребывал в дхармачакре в сердце дакини, и она даровала ему посвящение знания-мудрости. Таким образом были очищены загрязнения его ума, и он достиг читтасиддхи – совершенства ума. Так он обрёл дхармакаю.

В течение четвёртой ночи он пребывал во чреве дакини, и она даровала ему четвёртое посвящение. Таким образом были очищены загрязнения его тела, речи и ума, и он достиг тела высшего блаженства, махасукхакайи.

В завершение, будучи извергнутым через тайный лотос дакини, он обрёл шестое тайное имя, и стал известен как Падмасамбхава.

После этого служанка дакини была отдана ему в супруги, и вследствие того, что во время практик с ней он всегда одевал шесть украшений из кости и гирлянду из черепов, он стал известен под своим седьмым тайным именем – Лотосовая Гирлянда из Черепов – Падма Тод Трен Цел.

Дакини Лэки Вангмо были вверены учения Кабгье, Восьми Садхан, которые она впоследствии передала Манджушримитре, Вималамитре, Хумкаре, Прабхахасти, Нагарджуне, Ромбугухье, Шантигарбхе и Падмасамбхаве.

В комментарии на среднюю садхану Ваджракилаи Кхенчен Палдэн Шераб Ринпоче рассказывает:

«В Индии восемь великих Видьядхар, а также сам Гуру Падмасамбхава, явились к великой ступе Дэдже Цегпа, где великая дакини мудрости Лэки Вангмо раскрыла учения Восьми Херук и передала их восьми Видьядхарам. Так учения тэрма впервые были раскрыты в Индии. Затем все эти учения были собраны вместе и дарованы Гуру Падмасамбхаве, а он, в свою очередь, принёс их в Тибет. Эти учения носят название Кабгье».

В книге "Рожденный из лотоса. Жизнеописание Падмасамбхавы" (изд. "Уддияна" СПб 2003) о Сангва Еше и Лэки Вангмо сказано следующее:

Кунгамо (kun dga' mo) Дакини мудрости, которая дала посвящение Гуру Ринпоче. Известна также под именами дакини Лэки Вангмо, Нида Нодруб или Гухьяджняна (Сангва Еше) - главная Дакини Мудрости.

Лэки Вангмо (las kyi dbang mo; санскр. Кармешвари). Еще одно её имя – Карма Индранила. Дакини, передавшая восьми видьядхарам восемь учений-садхан, а потом и Собрание Сугат Падмасамбхаве.

О принцессе Гомадэви сведений еще меньше. Она упоминается в тексте Тантры Кунжед Гьялпо – «Всевышний источник», в описании Линии передачи двадцати одного мудреца Семдэ:

Царевна Гомадэви, наделённая всеми желанными достоинствами, сильно стремилась к сущностному смыслу и попросила у кэнпо Махараджи из Уддияны сущность учений. Тот так подытожил для неё их полноту:

     Состояние единого средоточия запредельно
     трём временам и двойственности
     единства и разделения,
     Состояние единого самоосвобождения
     запредельно движению
     постепенным путем,
     Высшая природа не объект опыта,
     и её нельзя втиснуть
     в пределы слов.
     Когда понята «беспредельность»,
     выходишь за пределы
     объекта созерцания!

Тогда царевна Гомадэви в совершенстве поняла смысл изначального состояния и так выразила своё постижение:

     Я Гомадэви.
     Пять совокупностей — это пять татхагат,
     А пять элементов-первоначал — их супруги,
     Области чувственного восприятия —
     мужские и женские бодхисаттвы,
     Сознание-основа — Самантабхадри,
     Мыслительное сознание — Самантабхадра.
     Таковы сиддхи недвойственности
     мужских и женских божеств!